Школа третьего тысячелетия

Михаил Петрович Щетинин

От первого читателя

«Объять необъятное». Какими еще словами наиболее полно, без упрощения определить задачу воспитания человека? Чтобы ощутить грандиозность задачи, напишем для себя прописными – ЧЕЛОВЕК. Воспитание ЧЕЛОВЕКА – грандиозная задача, за которую берутся родители, педагоги, школы по всему миру, одновременно спрашивая себя, почему в одних случаях получается, а в других не получается? Частый ответ – разные способности, разная генетика, разные условия. И дальше развилка: либо мы такой ответ принимаем и строим соответствующую педагогику воспитания более ПОНЯТНОГО нам, упрощенное до как-то нами определяемых возможностей человека; либо не принимаем и строим педагогику, которая готова работать с целостностью каждого ребенка, с его нередуцированной сложностью, без списания причин успеха-неуспеха на внешние по отношению к педагогике обстоятельства. Как ни странно это может звучать на чей-то слух, разделение детей на способных и неспособных – это внешние для педагога обстоятельства, потому что ЧЕЛОВЕК и МИР, частью которого является человек и/или который вмещает в себя человек, сложнее, мощнее, ресурсное любого нашего представления о нем и даже его собственного представления о себе.

Книга Михаила Петровича Щетинина (М.П.), к чтению которой вы сейчас приступаете, это описание подтвержденного предыдущей и последующей 40-летней практикой усилия создать педагогику, которая «работает» с целостным человеком без какого-либо редуцирования. Каждая глава книги – это обозначение развилки и выбор между упрощением образа ребенка, превращающим ребенка в более удобный объект воспитание и сохранением всей полноты его сложности, требующей создания педагогики, соразмерной этой сложности, соразмерной комплексности личности ребенка.

Книга небольшая, но чрезвычайно емкая. Кажется, в ней пройдены все возможные развилки, и каждый раз выбор автора являет нам бесстрашную готовность М.П. выходить на максимальную высоту – работать, не умаляя природную целостность человека.

«Объять необъятное» – уникальное путешествие в самую современную педагогику, порой переходящее в детектив – детектив по решению самых сложных проблем образования. Связанная с этим неготовность системы принимать новое превращает в драму самую современную педагогику. Книга читается на едином дыхании. После прочтения книги невозможно представить себя, как педагога без этого знания от М.П. Этот глубоко научный труд М.П. по праву заслуживает статус педагогической поэмы XXI века.

Артем Соловейчик
главный редактор ИД «Первое сентября»