Школа третьего тысячелетия

Михаил Петрович Щетинин

НАЧАЛО

Учатся у тех, кого любят.

И. Гёте

Первый вариант письма Президенту РФ был раза в четыре больше по объёму, но всё равно не вместил всего того, что хотелось сказать.

Я сомневался, что это письмо дойдёт до Владимира Владимировича, хотя сотрудница Администрации Президента, принимавшая письмо, несколько раз внимательно прочитала его, стала расспрашивать о Школе и её основателе, с интересом рассматривала фотографии. Мне интересно было наблюдать за человеком. Что-то внутри женщины потеплело, поменялось выражение лица, сотворилось удивительное пространство, оно длилось недолго – минут 10-15. Затем она вспомнила, где находится, я вспомнил, где я нахожусь, и что за мной стоят ещё несколько человек в ожидании своей очереди.

Ощущение подобного состояния неоднократно возникало в разных городах России, Казахстана и Киргизии, где приходилось рассказывать о Школе и её основателе – Щетинине Михаиле Петровиче.

В этой книге я хочу рассказать об увиденном мною, о том, что не смог описать в письме Президенту РФ. А с другой стороны, опытом М.П.Щетинина интересуются простые люди, и не только в России – те, у кого болит душа за будущее своих детей, своего народа, за будущее своей страны.

 

Летом 1996 года в г.Рудном, что в Казахстане, мне дали почитать книгу «Анастасия» В.Мегре. Я и раньше встречал эту книгу, но мысль, что это очередной «умный трактат», описывающий мудрые вещи, заставляла проходить мимо. Тогда мне предстояло лететь из Кустаная до Алма-Аты четыре часа, я согласился прочитать эту книгу, тем более что по объему она небольшая. Прочитал, что называется, на одном дыхании...

 

В книге «Пространство любви» В.Мегре описал своё пребывание в Школе академика М.П.Щетинина. Естественно, как и многих, меня заинтересовала эта необычная школа и её основатель. Фамилия всплыла из памяти – Щетинин, Шаталов, Амонашвили – учителя-новаторы, это всё, что знал.

С 1998г. в сознании стала постоянно звучать эта фамилия.

В 1999г. в очередной приезд в Аркаим мысль о Щетинине и его Школе полностью завладела мной.

С тех пор стали происходить «случайности», ведомые этой мыслью. Случайно в Москве, в музее Рерихов, увидел в продаже видеофильмы Натальи Бондарчук: «Школа радости», «Синегорье», «Росинка серебристая» и «Тропа Трояна». Эти фильмы, особенно мысли, слова и дела Щетинина, просто восхитили меня. Я стал собирать информацию об этом человеке. Мнения, впечатления, отклики были самыми противоречивые у самых разных людей. Это меня ещё больше вдохновило на попытку самому постичь суть методики обучения, разработанной М.П.Щетининым. Тем более статьи из различных газет, его книга «Объять необъятное» изучаются с карандашом в руках. Его работы тиражируются и распространяются из рук в руки. Однажды в Челябинске в обмен на видеокассету о Школе мне дали ксерокопию книги Щетинина «Объять необъятное» очень плохого качества, всю подчёркнутую. Чувствовалось, что она вызвала живой отклик у первого читателя. Он подчеркнул в книге важные для него моменты. Затем сделал копию и передал другому человеку, а тот, в свою очередь, также стал изучать книгу с карандашом в руках. До меня книга дошла буквально вся подчеркнутая и с пометками на полях.

Со временем заметил, что сбором статей и работ занимаюсь не только я. Кто-то создаёт центры по изучению работ и претендует на главенствующую и руководящую роль над информацией. Кто-то стал делать подборки из различных работ Учителя и распространять их. Сейчас невозможно определить, когда и где были опубликованы эти статьи. Время и люди стёрли даты, но оставили самое главное – мысли Учителя.

Я впервые столкнулся с таким авторитетом и уважением среди простых людей. В словах Михаила Петровича чувствовались очень глубокие знания в самых разных областях. Мне трудно было постичь мудрость этого человека по газетным публикациям. Я решил попытаться сам во всём разобраться.

Но сначала мне предстояло разобраться в себе.

Я где-то читал, что вера отличается от убеждения тем, что хотя она ещё и не подтверждена личным опытом, но основана на доверии. Обучение начинается с доверия не только к выбранному Учителю, но и к своей способности отличать правду. Очень важный этап в познании – это Приятие. Приятие – основа для дальнейшего развития, Приятие – открытая дверь для получения нового. Полное приятие невозможно без веры, и полная вера невозможна без доверия.

«Понимание – награда за веру. Следовательно, не старайтесь понимать, чтобы поверить, но верьте, чтобы понять», – говорил Святой Августин.

Значит, сначала мне нужно было понять самому то, что преподносится, – принять с верой, доверием, без критики и осуждения – и следуя этому, я смогу приобрести понимание.

В познании основная трудность – это неведение. Не ведаем, что творим.

Забегая вперед, вспоминается фраза Михаила Петровича, сказанная в беседе с гостями:

– Раньше воспитание заключалось в короткой фразе: «Отец сказал не делать этого!»

Что в старину было основой воспитания и обучения? О каких отношениях отцов и детей говорил Щетинин? На чём основывалось уважение детей и внуков к старшим?

Сейчас мы имеем знания, но почему же у нас нет мудрости? Знания постоянно пополняются, они не могут быть новыми, они всегда становятся старыми. Старое постоянно поглощает новое и благодаря этому приобретает силу, становится очевидным. Но это не знания, это память. Знания не есть нечто, что мы всегда имеем в себе.

Я, прочитав книгу мудрого человека, могу лишь вспомнить и пересказать воспоминания о прочитанном. Но воспоминания лишь тень, они никогда не будут обладать той силой, что были в словах того человека. В школе, затем в институте мне давали учителя знания. Но это были лишь воспоминания учителей о том, что вспоминали лишь их собственные учителя...

А понимание всегда непосредственно, оно всегда сейчас. Понимание – это действие в настоящем, то есть интуитивное свершение правильных поступков и обретение необходимых знаний в нужный момент.

В старину приятие, вера, доверие детей к старшим были безусловными, и они были учителями, истинными Учителями, а младшие, слушая их, слышали голос Рода. В таком случае передавались сила и мудрость через слова. Была непосредственная передача опыта от сердца к сердцу.

Следовательно, без приятия, веры и доверия к Михаилу Петровичу я не смогу постичь его многогранности и сути образовательной системы, разработанной им. Но моё приятие зависит от моих ощущений, я сначала прислушиваюсь к себе: доверять мне этому человеку или нет? А ощущения в свою очередь зависят от опыта. Следовательно, вера зависит от моего опыта.

Не хотелось походить на дилетанта, который в своей жизни ничего глубоко не изучил и не приобрёл твёрдой уверенности в своих знаниях.

Вопросы «сомнения и веры» стали всё чаще появляться в моём сознании.

Вера делала меня целостным, укрепляла, вдохновляла, а сомнения – дробили, приводили к разделению, ограничивали.

«Всё наше познание начинается с ощущений», – говорил Леонардо да Винчи.

«Всякий дом, разделяющийся сам в себе, не устоит», – говорил Иисус. А кто не слышал выражения «Разделяй и властвуй»?

Значит, прежде чем приступить к изучению и исследованию опыта Щетинина, мне нужно вернуться в самом себе в то место, где есть равновесие.

С холодом борются при помощи тепла, с тьмой борются при помощи света, а с сомнением, чем бороться?

Но с другой стороны, сомнение – это свойство, которое может подтолкнуть продолжить мои исследования, чтобы лучше понимать и лучше различать. Значит, сомнением можно укрепить свою веру, не будучи слишком уверенным, в правоте некоторых убеждений.

«Истинная вера – это знание», – говорил М. Айванхов.

«Если вы будете иметь веру с горчичное зерно, то ничего не будет невозможного для вас».

«По вере вашей и воздастся вам!»

«Благословенны те, кто не видел, но уверовал!», – говорил ещё раньше Иисус своим ученикам.

Только после установления отношений происходит нечто. Иисус взял за руку Петра, сказав только: «Иди!», – и повёл по воде. Стоило на мгновение Петру не поверить, что он идёт по воде, как он тут же оказался в морской пучине. Иисус протянул руку:

«О маловерный, зачем усомнился?»

 

Отсюда следует, что мне необходимо попытаться установить с М.П.Щетининым отношения, попытаться встретится, попытаться оставить свои знания, убеждения, верования и с «чистого листа» воспринимать всё, что буду видеть, слышать, чувствовать.

А пока его мысли и слова из фильмов были для меня предметом изучения и осмысления. Кстати, об отношениях, в первую очередь, и говорит Михаил Петрович:

– Здесь, на уроках, происходит, в основном, попытка встретиться. Если удастся Встреча, то дети должны выполнить задачу – освоить курс средней школы по математике за 10 дней. Это случится с теми, и в том случае, когда и кто сумеет встретиться с тем, кто владеет этими знаниями. Это зависит от открытых непосредственных отношений. Полевые структуры при соприкосновении просто считывают информацию друг с друга. Это известное наблюдение в народе, когда любящие понимают друг друга с полуслова.

Здесь делается всё, чтобы они были вольны, взаимовключены; здесь они могут спокойно задавать любые вопросы, входить в систему – важно сохранить отношения. Очень важно, чтобы и ребёнок, и тот, кто организует процесс, работали на отношения. Мы снимаем тормоза, понятие возраста стараемся не употреблять, для нас это важно.

Учителя как бы сливаются с учениками, у которых задача освоить курс средней школы, чтобы потом преподавать другим. Здесь нет тех, кто бы сидел, замерев, как мумия – они живо реагируют.

В нашей родовой памяти известно устройство космоса и способы жизни в космическом пространстве. Здесь очень важно не допустить мысли, что они не знают. Если кто-то из объясняющих будет думать, что они не знают, вот у него ученики и не будут знать. Самое основное – вступить с ними в отношения по поводу решения задачи, а обучение уже идёт само собой. Чтобы не сконцентрировать внимание на обучении, на запоминании, надо продвигаться к решению задачи, надо отвлечь их мысли от того, что они учатся, и направить на решение задач, и тогда они в сотрудничестве по поводу решения задачи перестают чувствовать, кто ученик, а кто учитель. В процессе решения задачи приобретаются необходимые знания, фактически воспоминания о забытом – человек знает всё. Помните, рефлекторная дуга у Павлова: стимул – реакция, т.е. сразу идёт работа, если есть необходимость – я решаю.

Очень важно, что они делают то, что имело бы непосредственное отношение к людям, окружающим их. Они сейчас учатся не для себя, это очень важно, они озадачены тем, что это надо освоить, чтобы передать. Если чему-то учатся, то учатся постижению работающего с ним человека, понимать его душу, его устремления, его мысли. Не математика здесь важна, а человек, постигающий математику. И опять же не математика ради самой себя, а движение к Истине через математику; а задача необходима человеку, мироустройству, моей Родине. И чем масштабней мотив – ”ради чего”, тем успешнее идёт процесс продвижения в области знания. Тут атмосфера искренности должна быть, не должно быть обид, раздражения, т.е. снятие напряжения, здесь не должно быть «не так». Слово «не так» вообще отсутствует. «Так», а может, «таким образом», «очень хорошо», «а если вот так посмотрим», т.е. дополнение, и тогда он в потоке находится и не чувствует, что не знает, у него нет препятствий, он продвигается очень быстро к цели.

Древние люди любых народов не обозначали плохим словом какое-либо явление. Нехорошее не обозначали вообще, оно не существует, на нём не надо фиксироваться. У Кобзева есть очень точные выражения мысли:

 

У наших предков, у славян,

меж дел великого значения

всегда к реченьям и словам

было особое почтенье.

 

Это точно. Поэтому словесный ряд тех, кто работает с ними, должен быть глубоким, не должно быть случайных слов, отвлекающих от мысли; слова взвешенные, согретые чувством, – всё это имеет значение. Если всё это будет выполнено, то и задача будет выполнена.

 

Я понимал, что через установление таких отношений с Михаилом Петровичем я могу продвигаться в своём личном развитии. Щетинин становился всё более важным и значимым для меня. И вот настал такой момент, когда я уже не мог не приехать в эту Школу.

 

Ах, какое осеннее злато,

Ах, какая небесная синь...

И лечу я мечтою крылатой

По святой, по ЛЮБИМОЙ России...

 

И лечу я под звоны, под свисты

От заката на ясный рассвет...

И летят поднебесья вольные птицы,

И кружавя миры, серебрится отцовский завет...

 

Распахнулося звёздное поле

К Богу верою, сердцем молюсь

О тебе, ты, святая и вечная доля,

Я люблю, я люблю тебя, Родина! Русь!!!