Щетинин М.П.
НА ПУТИ К ЧЕЛОВЕКУ
Мы часто в поисках таинственного, необыкновенного напрягаем воображение, переносим себя в другие галактики, чтобы там, за дымкой Млечного пути, открыть непостижимое. Между тем, быть может, самой великой, самой непостижимой тайной являемся мы сами, наша человеческая сущность.
Писать очень трудно. Всегда высказанное или выписанное выглядит жалким уродцем, бездарной копией того, что мы чувствуем в глубине нашего «Я», что мы знаем и что никак не вмещается в приблизительность словесного оформления. Сколько раз откладывал эту статью, снова брался за неё, исписывал сотни страниц, иногда с радостной верой, что вот на этот раз... Но время уносило радостный порыв и вместе с ним надежды. И всё-таки опять пишу, не могу не писать, рукой владеет беспокойство, тревожное предчувствие большой беды, о которой ведь нас давно предупреждали выдающиеся деятели науки и культуры мира, и Н.К. Рерих в том числе.
Каждый день приносит сообщения о новых катастрофах в природе, о новых бедствиях. Мы стали свидетелями начала агонии планеты. Над Антарктидой и Северным полюсом в две гигантские рваные раны, двумя размытыми зрачками холодно и грозно смотрит в нас бездна сурового космоса. Дымящая ядовитыми испарениями, отравленная загребущей рукой Земля, умирающие и мёртвые реки, озёра, леса, моря, длинная очередь растений, животных и птиц в «Красную книгу», всё более агрессивное наступление простейших...
Разум человеческий быть может ещё никогда не сталкивался с таким чудовищным валом проблем, каждая из которых справедливо считает себя первоочередной и срочной. Сегодня мы пожинаем плоды головотяпства прошедших десятилетий. Какие же плоды пожнут идущие после нас? Или мы размахнёмся так, что не станет на земле ни воды ключевой, не зверя лесного, не птахи степной, ни идущих, ни ползущих, ни летающих?! Человек... Венец ли он природы или чудовище, наделённое разумом? Я – учитель, я хочу, я обязан ответить: «Человек – это творец красоты». Но не словом ответить, – самим человеком, учеником своим...
Сегодня очевидно, что на смену учителя-предметника должен прийти не просто Учитель – Гражданин, полпред Отечества, но и полпред планеты Земля, Учитель Человека. Вот почему просвещённая часть человечества не только у нас в стране, но и за рубежом требует революции в системе народного образования. Только революционные, коренные изменения в подходе к детству, к человеку могут в нынешней чрезвычайной ситуации спасти (именно так стоит вопрос) жизнь на земле и «привести нас к храму гармонии», которой так нам не хватает в отношениях друг к другу, к роднику, былинке – ко всему тому, что несёт в себе великое чудо: жизнь.
И первым шагом на этом пути должно стать утверждение нашего сотрудничества с детской природой как единственно возможного варианта выжить. Сегодня мы на ребёнка смотрим, как смотрит студент на высохшее растение из гербария. И он за партой смотрится также, как любое живое на блюдце под микроскопом. Без связей, отношений к тому огромному миру, из которого его искусственно вырвали.
Если в педагогике, как и в медицине, прежде всего отталкиваться от заповеди «не навреди», надо прежде всего вспомнить, что ребёнок живой, и при всём уважении к социальной сущности человека ни в коем случае не упустить, что «сама история является действительной частью природы», частью истории «становления природы человека» (К.Маркс), что за плечами ребёнка миллиарды лет эволюции, что мы имеем дело уже с определённой заданностью, предначертанной законами движения живого. Попасть в точку, найти истину – значит продолжить развитие живого, не стать запрудой, завалом на этом пути движения из бесконечной вереницы веков.
Познай себя, и ты познаешь всё и, следовательно, познай всё, и ты познаешь себя, – не вымысел мудрствующего ума, а гениальная подсказка способов исследования человека, напоминание о том, что в человеческом сердце бьётся пульс мироздания. Человек реализуется в многоликой, многослойной развивающейся системе Земля – Вселенная. Поэтому логично в поисках решения проблем развития человеческой сущности попытаться осмыслить человека как часть этой системы.
Меня всегда мучил и мучает вопрос: какова функция, роль, необходимость человека в природе? Живое тяготеет к связи, гармонии, организованности. Возможно потому одного корня слово «организм» и «организация». Организовать, соединить разрозненное в нечто целостное – значит противостоять хаосу, дезорганизации, распаду. Жизнь – явление антиэнтропийное!
Удовлетворение стремления живого к связи было бы невозможно без приобретения способности к сигнальному отражению окружающей среды, без способности реагировать не только на непосредственное воздействие предмета или явления, но и на сигнал о возможном воздействии. Сигнальное отражение, как выдающееся свойство живого, раздвинуло пространственные рамки среды обитания, породило возможность связи с объектами, находящимися на значительном расстоянии от органов отражения. Отсюда проистекает начало способности к опережающему отражению, предсказыванию будущих событий, к воображению, фантазии.
Глубина проникновения в будущее означает высоту уровня надёжности организма.
Стремление к овладению опережающей информацией побуждало живые организмы объединяться друг с другом. Пропуском в то или иное объединение были готовность к контакту, согласованным действиям, способность к ансамблевому отражению сигналов.
Место под небом жизнь предпочитала отдавать самым активным своим представителям, но активным не только для самих себя, а прежде всего во имя укрепления союза всех живых. Замыкание на себя вело к изоляции, изоляция к – неинформированности, неинформированность – к гибели.
Образование биообъединений фактически было образованием специализированных информационных структур целостного организма живой природы, который сам по себе представлял гигантскую универсальную, саморазвивающуюся информационную систему, как единство специализированных биосистем, симбиоз симбиозов.
Каждый шаг жизни вперёд, ко всё большей согласованности был следствием нового витка ускорения обмена информацией, энергией и веществом. И он же был причиной для ещё большей скорости обменных процессов, где на первом месте стояла информация как организатор энергообмена в организме биосферы. Можно полагать, что именно скорость движения информации в биосфере, достигнув определённого предела «потребовала», в конце концов, выделения из самоорганизующегося тела биосферы специального «органа» для оперативного управления крайне усложнившимися отношениями между биосистемами. Функция интегрировать усилия всех специализированных биосимбиозов в их антиэнтропийной борьбе, а значит необходимость способности к связи сними как информационными структурами гигантского тела природы, выдвинули главное требование к этому органу – универсальность и интегративность отражения.
Так логика развития биосферы вела к «становлению природы человека» – самого подвижного, самого коммуникативного «органа» природы. Функции человека – творить гармонию, единство, сохранять целостность природы, с появлением человека находящейся под воздействием сферы разума – ноосферы. Отсюда его структура – универсально работающее тело, как совокупность специализированных информационных компонентов.
Почему эволюционный процесс оформил человеческое тело именно таким открытым, без панциря, клыков, как бы распахнутым в мир? Не в этой ли бесстрашной обнажённости и надо искать не слабость, а силу, может быть, главное преимущество, отличающее его как самого приспособленного существа на Земле? Тело человека – это целостная универсальная информационная система – как бы вобрало в себя, в миллиардах клеток своей нервной системы всю природу, став её минимизированной проекцией, её мозгом.
В какой-то мере можно сказать, что природа – это человек в развёрнутом состоянии. А человек – это сама природа, свёрнутая в форме его тела. Кожа – не граница нашего тела. Отражая и образуя информационный поток, само погружение в него, наше тело тем самым находит свое продолжение в гигантском организме биосферы, через него осуществляя связь со всем звёздным миром. Длина нашего тела – бесконечная Вселенная.
Чем больше всматриваюсь в наше прошлое, тем больше думаю о том, что в понимании человека, его возможностей, функции на планете, а следовательно в мировом пространстве, мы делаем только первые шаги, хотя ключ к познанию мироздания был известен уже нашим далёким предшественникам. В отдельных бликах прошлой мудрости, едва просвечивающихся через толщу веков, пытаюсь угадать высоту, масштабы познанного когда-то.
Не перестаю удивляться богатству значений древнего слова, в нём ёмко и точно, как в гениальной формуле, упакованы великие прозрения-открытия, великие высоты постижений человеческого Духа.
Например, слово «разум» ... Как же напрашивается у этого слова транскрипция «разом!». В нём слышится целостный охват бесконечного множества явлений в единую картину мира. Вот она функция разума: «соединить в сознании одном прекрасного разрозненные части...» Соединить разом, одномоментно биллионы сигналов живых, их «рассказы» о переживаемом, их подсказки, просьбы, их отчаянное: «Я гибну! Дай мне руку!» – всё, что стучится в сердце человеческое, и требует ответа. Охватить целиком всю картину происходящих процессов в ноосфере, осознать наиболее тревожное, значимое для всех, а осознав, немедленно искать выход из тупика.
А вот слово «совесть...» Оно из ряда: сочувствие, созвучие, соучастие, сопереживание. Со – выступает как совместное объединяющее. Со = весть. Весть о чём? Сердце обжигает неожиданное прозрение: весть совместная, весть от всех, весть о единстве. Когда душа испытывает состояние того, что мы называем: «угрызением» совести? Когда посягаем на связь со всеми другими, такими же и не такими по форме, развитости, как мы, но с кем составляем мы неразделимый мир живых. Оборви связующую нить и содрогнётся природа, гулким многократным эхом разольётся боль во всему её целостному организму, вернётся резонансом к оборвавшему, – и защемит зальётся тоской сердце. Поистине верно: тронь цветок – вздрогнет звезда. Заповедный напев из заповедной дали нашего становления, чистая и великая песня всех ныне живущих – совесть... Чуть сфальшивишь, и наполняется дух диссонансом. Без этой вековечной мелодии черствеем мы, рвутся в нас серебряные нити связи с миром, из сердца уходит радость, замирает отлучённый от жизни ум, увядает тело. И вот уже скользит по миру бездуховностью погашенные глаза, плетётся в толпе, уродливо кривляясь, нравственная глухота: визгливая с претензией, или благообразная и отутюженная.
Целостное мировоззрение, историзм мышления, высокая скорость, интенсивность мыслительных процессов, масштабность, универсальность отражения, а следовательно активность всех форм восприятия, всех информационных структур, устремлённость к гармонии, совершенным формам жизни, т.е. к красоте, развёрнутость на всех других и во имя всего живого – всё это необходимо человеку для того, чтобы быть на планете Земля самим собой. И в этом его природная, заданная веками развития жизни сущность.
Тот факт, что в первые годы жизни ребёнка мы наблюдаем у него фантастические успехи в процессе познания, что в это очень короткое время первых шагов он овладевает информацией больше, чем за всю оставшуюся жизнь, свидетельствует о великих силах, великих потенциях природы, ставшей человеком. Не зря называем мы первые шаги ребёнка в мир – шагами гения... Это время предельной близости к истокам, к родовой сущности. Гений, как соответствующий роду, корням, истокам своим, до конца, в полной мере реализовавший себя, свою человеческую природу, может и должен стать состоянием нормального, т.е. естественного в своих проявлениях человека.
Однако роковое угасание умственных сил ребёнка, как и угасание его здоровья по мере погружения в социум, в данное состояние ноосферы, если анализировать этот феномен по логике «с кем поведёшься», говорит о социальной среде, в целом об экологической обстановке на Земле, много печального. В школе мы отмечаем, как от класса к классу уходят от нас внимательные, некогда открытые навстречу глаза учеников, как постепенно становится ложью процесс обучения: младший лжёт, что учиться, старший – что учит. Мощная, похлеще термоядерной, энергия человеческого духа стискивается железобетонностью школьной технологии, замирает, изредка тревожа слабыми, жалкими озарениями унылый мир однообразно нудных и долгих уроков. Но как всплескивается энергией движения школа между уроками! Вскипает чаще всего нездоровой агрессивностью бунтующих сил.
Подавляющее большинство учащихся отмечает, как правило, не более двух, максимум трёх, уроков в день, на которых они активны, внимательны, сосредоточены, выступают как деятели, творцы познавательного процесса. Более 2/3 учебного времени отдано безделью. Мозг как бы спит. Но это не сон = отдых. Это опасный для здоровья сон.
Вспомним, что активность обмена информацией – причина активности энергообмена. Сонливое состояние, вялое течение мыслительных процессов, выражаются в заторможенности психофизиологических функций, в замедленном течении энергообмена. Получается страшное противоречие: тело подростка растёт, а его нервная система, духовная жизнь фактически медленно умирают. Положение «спящего» усугубляется ещё и тем, что он находится в состоянии напряжённого беспокойства, в стремлении избежать разоблачения своей бездеятельности... Организм, таким образом, большею часть времени находится в угнетённом состоянии. Не от того ли кривая здоровья падает от класса к классу одновременно с угасанием умственных сил?
Нынешний учебный план ставит в бедственное положение и учителя, и ученика. Как бы ни ухищрялась школа в совершенствовании методов преподавания, располагая традиционным соотношением предметов, она ставит ученика перед необходимостью «засыпать», «уходить» с урока, нередко ценой нравственного падения. Так он пытается спасти себя от гибели. Так школа становится завалом, запрудой на пути движения ребёнка к самому себе, к человеческой сущности. Природа его жива активностью, интенсивной включённостью в мир, а мы его погружаем в «сон», закрываем от мира в многочасовом сидении за партой в клетке классной комнаты, Как мощная по природе информационная система, тело его требует универсального развития, всех своих информационных компонентов. Мы же искусственно перегружаем одни, доводя до нервного истощения другие, тем самым приводим к деградации, к разрушению заданную природой структурную целостность организма.
В функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека закон оптимизации получаемой информации и переработка её в целостную картину мира находит своё высшее выражение.
Правое полушарие – открытое окно в нескончаемый информационный поток. Левое – выбирает из этого потока всё, что принимается предшествующим опытом, что узнаётся как старое на новом витке. Оно упаковывает информационный поток, пропускаемый жадными к новому нервными центрами правого полушария, в слова, графики, формулы, отправляя на «склады» памяти информацию с отметкой: «значимо», «жизненно необходимо», «увязывается с прежней информацией». Распахнутое в мир, универсально отражающее тело, бомбардируемое биллионами сигналов, может захлебнуться, погибнуть в нескончаемом информационном потоке. Контролёром, дозиметром, врагом избыточности является левое полушарие. Правое полушарие выполняет функцию сбережения организма от неинформированности и энергетического кризиса. Жадно рвущееся к новому, оно – бесстрашный бросок в жизнь, осуществление контактов с нею. Посредством воображения правое полушарие совершает гигантские шаги в будущее, зовёт к нему, стремится забежать всё дальше за горизонты известного, жаждет чуда, раскрыть нераскрытое, охватить весь мир целиком, объять необъятное.
Если работу мозга сравнить с работой сердца, лёгких: сжатие – разжатие, выдох – вдох, – то функцию сжатия информационного потока выполняет левое полушарие; разжатия, раскрытия ему навстречу, или «вдоха» – правое. Школа работает на «выдохе», на сжатии... «Вдох» ребёнок старается вырвать у школы на переменках, за её порогом.
Распахнутость в мир было первым движением сознания, его «вдохом». Ранний возраст принято считать «правополушарным». Чем ближе к изначалью, к истокам, тем сильнее «правополушарность» работы музыка. Это жизнь стремится упрочить свои позиции, как можно полнее «вздохнуть» в себя весь окружающий мир, обезопасить себя от неинформированности. И ничего нет удивительного в том, что «правополушарный» ранний возраст – колыбель гения, с его несокрушимой устремленностью познавать. Заботливые взрослые ещё не успели поставить заглушку на правое полушарие, оно ещё наравне с левым участвует в мыслительном процессе. На него ещё не набросил стремительную рубашку школьный режим учёбы. Но настанет час и погружаясь в однобокую «левополушарную» школу, ребёнок потеряет интерес к познанию даст трагический сбой его поисковая активность. Закономерно: в такой школе Эйнштейнам, Дарвиным, Лобачевским, Королёвым всегда быть плохими учениками. А остальным – оставить в школе здоровье.
Помню взволнованные, честные глаза киевского профессора Аршавского, строгий анализ учёного и в нём – приговор нам всем взрослым: «Если быть достаточно объективным в оценке положения дел со здоровьем детей, то мы должны сказать о том, что оно критическое. А что касается школы, то из её стен мы выпускаем практически нездоровые поколения».
Нет, убаюкивать себя мы не вправе. Не потому, что времени мало, а потому, что его уже нет. Учитель! Мы у последней черты! Лимиты времени исчерпаны. Выжидать – значит способствовать деградации поколения. Это наша с тобой работа, учитель: сохранить здоровье ребёнка – духовное, физическое. Тело и мысль, мысль и тело в теснейшем взаимовлиянии. Тело и есть универсальный мозг человека. Больно оно – болен мозг. Искать и устранять причины того, почему ребёнку в школе горько, необходимо немедля, сейчас, а не завтра, не с понедельника, – и действовать, действовать, действовать!
Учитель! В «я хочу...» ребёнка – чувство своей силы, надежды на достижение, интуитивное видение определённой композиции задатков, настоятельная мольба генокода о прочтении. Гасить эти попытки самореализации – все равно, что идти против веков направленности развития живого, т.е. выполнять энтропическую функцию по отношению к ребёнку. Не хлебом единым полнится здоровье ребёнка. Оно прежде всего и главным образом крепит себя или теряется на наших уроках, учитель.
Мы смотрим друг в друга: старший и младший, я и ты... Старший... Как знать, сколько веков за плечами того, кого мы называем старшим, и сколько веков затем, кто у нас именуется младшим... За каждым вязь поколений, тех, кто бережно через падения, взлёты, боли, отчаяния, радости, вдохновение нёс нас от звена к звену. И вот – встреча...
– Я гибну. Дайте мне руку! – кричит младший.
– Да – да, возьми мою руку, – услышал его я, – но нам надо вместе решить, куда идти, как жить. И ещё мне хочется понять, отчего ты прячешь свой мир от меня, взрослого?
Ты говоришь торопливо, взволнованно, с укором, надеждой. Глаза широко распахнуты, из них лучиться мудрость твоих веков, твоей вязи поколений. Ты говоришь, будто читаешь страницы, надвигающиеся откуда-то из пространства. И я вижу, как мчимся мы вместе с нашей планетой 30 км в секунду двумя крошечными точками в тревожную бездну: невероятно беспомощные поодиночке, невероятно могущественные вместе – ты и я, мы и люди, люди и мир, породивший нас и порождаемый нами. Навстречу твоему потоку мысли мои раздумья о тебе...
Ты врываешься в мир беспомощным в действии, но могучим колоссом познания, в твоём торопливом стремлении прорасти в мир, стать в нём им самим реализуется всеобщий закон воплощения безмерного общего в неповторимость единичного, Человека – в конкретную личность. Но твоё стремление болью бьётся об острые углы жёстких, железобетонных установок тех, кто сам, будучи срезанным на старте, режет по своему образу и подобию так, будто боится преимуществ становления свободной от стандарта могучей природы человека.
Ты бунтуешь, иногда мстишь, нередко с неменьшей жестокостью, с какой работники образовательного конвейера ломают себя. Это отчаянный вопль твоей природы о том, что тебе нельзя быть таким как все – иначе не выживешь, – что штампованный ты не ощутим, не интересен, что тебе уникальность нужна для того, чтобы не только отделить себя от других, оценить, сравнить с собой, но и найти общее и яснее осознать их собственную неповторимость. Только так можно идти к раскрытию необъятности мира, наполняясь многообразием качеств других, усиливая себя связями с другими и других, естественно, наполняя собой. Только так можно стать осмысленным участником творения гармонии мироздания, незаменимой частью вечно обновляемого целостного организма природы.
Учёные ищут в технике аналог человеку. А это всегда поиск стандарта. Не напрасно ли? Самый не такой, как все, с самым заметным отличием – будто из другого мира пришелец – на самом деле есть истинный житель Земли. Тот, кто выполнит миссию служения гармонии целого, выйдет из ряда вон настолько далеко, насколько великим будет у него радиус охвата этого целого: от страны до мироздания. Чем ярче уникальность личности, тем шире охват Вселенной! Поэтому воспитание может быть человечным, то есть гуманным только в том случае, если каждый в его процессе становится самим собой.
Бережность... Приди в школу, встань рядом с учителем, учеником его, подойди к каждому столу, каждой парте. Мы пропадаем без тебя, Бережность. Исчезают звонкие, хрустальной чистоты наши росы, блекнут зорьки, звёзды, вянут ромашки, задыхаются моря и реки, чахнут соловьи. Нет человека без тебя, Бережность.
Позови Бережность, взрослый! Взгляни в глаза идущему рядом с тобой маленькому человеку! Ты знаешь его мечту его «самое-самое», без чего нет его, быть не может? Признайся, ты знаешь о нём столько же мало, сколько ты знаешь о Вселенной. Да, ты прав, и он тебя не видит, как и ты его, как ты – себя. Мы только едва-едва догадываемся, кто перед нами, даже если перед нами человек, которого мы любим. Как же нам прожить без помощи друг другу? Невозможно!
Мы жмём руку: «Здравствуй» ... Кому? Воплощённый мир звёзд и ромашек, соловья и рябины, гор и лесов. Да, да! Этот мир протянул нам руку, ему наше лёгкое: «Здравствуй!». Подтянись, взрослый, настройся – человек перед тобой. Человек! В нас миллиарды лет становления Вселенной. Только в одной клеточке нашего тела – бесконечность космоса, тайна великая и пока непостижимая. И сколько ещё времени отпущено нам, чтобы постигнуть её? Секунды, годы, века?
Великое рядом. Не проглядеть бы его!
Источник: Школа третьего тысячелетия. На пути к счастливому человеку (по трудам М.Щетинина) [В помощь педагогам и родителям. Cост. И.А.Бирич]. М.: Амрита-Русь, ИД Шалвы Амонашвили, 2020. – 260 с. (Антология Гуманной педагогики), С.227-236.