ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПУТЬ К ОБРАЗУ ТВОРЦА

(Интервью И.А. Бирич М.П. Щетинина. 29 августа 2008 г., Текос)

И.А. Михаил Петрович, есть задумка сделать книгу «Диалоги о человеке», в которой выступили бы философ, психолог, педагог-ученый. Ваше участие в книге я вижу в качестве педагога-практика, как раз комментирующего взгляды и философа, и психолога, и педагога с высоты своей концепции педагогического процесса, в основе которой лежит очень интересная точка зрения на человека. Давайте попробуем чуть прикоснуться к данной теме.

М.П. О человеке необходимо думать и говорить как о явлении. На самом деле, постижение человека есть постижение Творца. Сам процесс размышлений о человеке, его природе – это уже предмет педагогического действа, это уже пошел педагогический процесс, если мы имеем в виду педагогику как синоним образования. Мне удобнее говорить об образовании. Образование – это процесс, движение человека к образу Творца, это открытие в себе Бога или себя в Творце. Отсюда в русском понимании Образ (как икона) – это символ святости. Обретение святости и есть предмет образования. И там, где есть обретение святости, будем считать – абсолютной цельности, абсолютной полноты сопричастия со всем, что есть в мире, – там идет образование.

И.А. И гарантия нормального развития нашей социальной жизни, так?

М.П. Социальное – это особый предмет для размышлений. Время, когда мы человека привязывали к социуму однозначно и считали, что именно социальная жизнь раскрывает человека в полной мере, это время отошло. Думаю, что социум, если понимать под этим словом общество, общественное, – это такая микроскопически малая составляющая той сферы жизни, в которой проявляется человеческое. Человек – явление вселенского масштаба, он участвует в космогенных процессах, он далеко выходит за рамки социума и через него проявляется Вселенная в том месте географическом, в том пространстве, в том времени, где в этом есть необходимость. То есть в каждое мгновение всё проявляет себя в человеке, ибо человек есть Образ и подобие Творца. Поэтому социум, скорее всего, – это не явление сугубо человеческое, а явление того, что осталось от человека. Когда человек перестал быть человеком, то возникла у него необходимость в обществе. Когда он был человеком в полной мере, тогда сообщество человеков называлось НАРОД, что намного выше по назначению, чем объединение населения по определенным законам и правилам.

Тема человека – это всеохватная тема, которую почему-то философы считают своей, не понимая, что философия как явление специфическое и особенное появилась именно тогда, когда человек вышел из собственно человеческого образа жизни, когда возникла у него ситуация опасности, когда он стал чувствовать свою неадекватность, понимать свое одиночество, перестал ощущать себя в мире в единстве с мирозданием. Тогда появляются философы.

И.А. Как Вы знаете, появление философии в мире в VI веке до нашей эры – процесс повсеместный, планетарный, что свидетельствует об укреплении разума в человеке, его ментального уровня. Это явление объективное для мироздания, и мы не можем запретить человеку познавать мир. Мы можем выйти к Творцу, только развив свою ментальную сферу.

М.П. Здесь двуединый процесс. С одной стороны, развитие философской мысли в связи с необходимостью осмыслить причину всего и себя самого привело к тому, что человек стал рассматривать себя вне того, что он изучал, и себя пытался понять как явление отдельное от всего. Но с другой стороны, именно философская мысль постепенно подводила человека к тому пониманию себя, которое только сегодня начинает реально проявляться. Пониманию себя как явление...происходящее. Это мгновение, в котором ты себя идентифицируешь со всем и в процессе идентификации осознаешь свою уникальность и особенность в том, с чем ты пытаешься соединиться. Осознанное соединение себя со всем, или осознание себя во всем, и есть понятие индивидуальности.

И.А. Это требует напряженной работы души. Такое понимание человека очень отличается от его понимания в европейской философии. Она во многом потеряла как раз в тот момент, когда отказалась от явления души, посчитав ее просто способностью к: рефлексии.

М.П. Мне кажется, понятие «душа» не равно «человеку». Человек не вмещается в понятие души. Есть еще и дух. Душа как опыт работы духа в пространстве и пространственное выражение духа есть метафизическое начало человека. Человек же – явление природное и потому целостное. Давайте вернемся к обсуждению целостности человека.

И.А. В русской культурной традиции есть представление о целомудрии как об искомом идеальном состоянии человека. С ним связывают способность стяжания Святого Духа. Нам никуда не деться без понимания эталона, того идеального, по мерке чего, или по чьей мерке, был создан мир и человек в нем. Этот идеал, безусловно, обладает полнотой меры. Наверное, этим можно объяснить стремление человека к полноте выражения себя? Но как измерить эту полноту? Сначала человек как существо растущее видит эту полноту в маленькой сфере. Потом эта полнота начинает разбегаться, пока не заполняет всю ту сферу, которая заключает в себе совершенство Творца. Так?

М.П. Что значит растущее существо? Человек вместе со всем миром растет, если понимать под ростом все большее и большее приближение к Абсолюту.

И.А. Согласна. Однако такое понимание человека выводит его за рамки трехмерного мира. По-русски это всегда называлось самосовершенствованием. Вот перед нами, казалось бы, целостный человек: всё в нем – и разум, и воля, и чувства – собрано непротиворечиво и осмыслено под знаком добра. Про таких в народе всегда говорят: «хороший человек». Он же все равно ощущает в себе эту потребность к совершенству. Куда же еще больше совершенствоваться?

М.П. Знаете, на Востоке, в Китае например, есть понимание того, что индивид, который совершенствуется, медитирует, который внутри себя производит изменения, изменившись, входит в совершенное взаимодействие со всем миром. А вот в русском прочтении, во всяком случае, в моем представлении о «русском прочтении», такое вообще не допустимо. И очень важно нам достичь именно здесь общего понимания того, что само совершенство человека есть ни что иное, как приближение его к Абсолюту как человека. А то существо, которое мы сегодня называем человеком, существо, которое осталось от человека, – это современник наш, который форму человеческую носит, но суть человеческую оставил в каких-то веках. Вот этот человек обретает способность сейчас вновь быть человеком через возвращение функции служения целостности мира. Шаг за шагом, все более и более убирая страхи, снимая противоречия, подходит он, наконец, к такому состоянию, когда обретает Абсолют вместе со всем, что есть всё, то есть он обретает Бога, обретает Его Образ предстоящий, себя не разделяя со всем тем, что есть Его тело – безграничное, вселенское.

Для нашего современника, который хочет считать себя человеком, видимо, для него первая ступень совершенства – это движение к обретению цельности в себе, чтобы в этом совершенствовании возникла возможность слияния со всем миром. В русском языке ЦЕЛЬ – от слова ЦЕЛО, то есть всё. Обретение ЦЕЛЬности для приобретения ЦЕЛОстности со всем. Видимо, это можно считать сегодня важнейшей ступенью для человекоподобного существа, развивающегося в человека. И тогда, когда он в себе обретает качество ЦЕЛОстности, он обретает Творца и в себе обнаруживает его чадо. Думаю, что конфессионально, к сожалению, мы не всегда точны, когда мы человека отбрасываем от происходящего, от так называемого «тварного» мира, и выводим его на прямой канал связи: Господь и он – личность – вне его соприкосновения с происходящим по воле Творца. Искусственное отделение человека от окружающей его среды и тем самым умерщвление его сознания приводят к тому, что происходит разрыв смысла человеческого существования и движения человека к Богу, если идти к нему узко конфессионально. Любая гипертрофия приводит к фанатизму, а это уже не целостность, а ограниченность.

И.А. Да, Вы правы, в православном сознании присутствует такое понимание, что чем дальше от тварности, тем ближе к духовности.

М.П. Духовность вне смысла не может быть. Духовность присутствует тогда, когда есть преобразование происходящего по Божественной воле в гармоничное целое, когда человек понимает: участвуя в этом творческом процессе преобразовании мира, соучаствуя в Божьем деле, он приобретает в себе Бога.

И.А. Прежние святые приобретали в себе Бога, стяжали Святой Дух (а ведь речь идет именно об этом, так?), уходя от мира людей, «в пустынь». Они оставили о своем опыте преображения потрясающие тексты – так называемую восточную патристику, что известна была только в монастырях. Заслуга их в этом огромна, так как они показали, что это в принципе возможно. Сегодня, как мне кажется, уже понимают, что Святой Дух надо уметь обретать, не уходя из мира, не в уединении, а приходя «в мир», к людям, чтобы они поверили в реальность преображения человека.

М.П. Вообще-то на русском языке «уединение» – это «единение» с собой, с Богом. Дело в том, что уединение в языке наших пращуров вовсе не означает отчуждения, а как раз и означает обретение цельности через сопричастность, гармоничное соучастие в делах Бога.

И.А. Как есть два разных состояния человека: удовлетворение и умиротворение. Одно состояние сытости, а другое – полётности и творческого вдохновения – «у-мира-творения».

М.П. Да, «мир» в русском языке – это определение всего. С другой стороны, мир – это народ, человеческое сообщество. Наши пращуры прописывали человека буквально во всем и не разделяли понятия «всё» и «народ». Именно то сообщество, которое имеет своей заботой гармонию всего, и есть народ, собственно человеческое сообщество. Где нет мира, там нежить, там и недочеловеки. Отсюда смысл человеческой жизни – именно в преобразовании, в образовании, в миротворении – и следовательно, в смыслотворении, в Богосообразности, и значит, в народности человеческого сообщества.

Вот когда мы человекоподобное сообщество сделали главным местом, где происходит человек, мы еще дальше увели человека от Божьего Образа. Произошло это, по-видимому, тогда, когда человек, нарушив Божьи заповеди и оказавшись в ситуации высокой опасности, в одиночестве (без Бога в духе), в целях выживания стал искать себе подобных, чтобы сплотиться с ними. Так впервые возникла клановость, которая потом заложила основы для партийности, классов и т.д.

Но были другие убежденные люди, оказавшиеся в ситуации разрыва со всеединым, которые пошли строго по «вертикали», то есть, напротив, они старались преодолеть в себе страх одиночества и выйти на всеединство. Думаю, что этот путь когда-то взяла на себя Россия: она не побоялась, не скукожилась, не стала уплотняться на уровне «горизонтали» – ты мне подобный и мы с тобой окажем друг другу содействие, чтобы вместе выжить – наша Родина продолжала жить широко, космично, бесстрашно, веря в свою интуицию, веря своему незабытому опыту жизни во всеедином мире. В этом, думаю, особенность нашей российской цивилизации. Мы до сих пор в себе этот образ храним, и он является сегодня спасительным для человечества.

 

Источник: Школа третьего тысячелетия. На пути к счастливому человеку (по трудам М.Щетинина) [В помощь педагогам и родителям. Cост. И.А.Бирич]. М.: Амрита-Русь, ИД Шалвы Амонашвили, 2020. – 260 с. (Антология Гуманной педагогики). С.252-256.