ПЕДАГОГИКА М.П. ЩЕТИНИНА
М.П. Щетинин
Учить – это всё равно, что спускаться вниз с высокой колокольни,
а вот самому исполнять то, чему учишь, – это всё равно, что поднимать
мешок с камнями вверх на эту самую колокольню.
Человек может всё! (1960-е)
Не осуществив мечту детства, я приобрёл сто мучительных «почему?». Что может человек? Где границы человеческого «могу»? Нельзя ли их раздвинуть? Гели можно, то как? Природа человека... Что это?
Мы с учителями Кизлярской музыкальной школы проверили: способность к одному виду деятельности слагается из способностей к другим. Талант – это синтез множества талантов. Для того, чтобы воспитать специалиста, надо развивать «человека вообще», человека в целом...
И сегодня я готов спокойно и уверенно, с полной ответственностью утверждать: «Человек может всё!» И это не слепая вера. Дайте человеку возможность мочь! Именно через осмысление этого девиза шло формирование идеи многоцелевой школы, школы-комплекса, призванной развивать всё, что включает в себя понятие «человек». Человек! Тот, кто впервые назвал так когда-то нашего предка, сделал выдающееся педагогическое открытие. Человек – чело веков, то есть лоб, ум, лицо столетий, ум, формировавший века, ум как результат миллиардов лет эволюционного развития природы. Мы не с нуля начинаем, мы берём эстафету у многовековой истории развития жизни. И мы должны, говоря в классе: «Здравствуйте, дети!», иметь в виду глубоко осмысленное «Здравствуйте, века!» И если это «здравствуйте» с тем же смыслом скажет вся школа, создав условия для развития природы человека, то каждый гражданин страны детства и мы вместе с ним обоснованно заявим: «Человек может всё!»
Жить жизнью тех, кого учим (1960-е)
Трудно поворачивался учитель к человеку – будущему пианисту, скрипачу. Появление в музыкальной школе хореографов, оживление клубной работы вызывали среди «классиков» недоверие: «Мы отходим от профессионализма, школу превращаем в самодеятельность». У этих учителей были свои отработанные приёмы, благодаря которым их выпускники учились дальше в музыкальных училищах и вузах. В основе их метода воспитания лежал принцип отбора учителя-предметника: 1) я даю – ученик берёт – ученик учится; 2) я даю – ученик не берёт – ученик не учится.
По-другому подходит к своей профессии учитель-психолог. Он стремится к познанию своих учеников, живёт жизнью тех, кого учит. Если преподаватель-предметник скажет об ученике: «У него не получается», то учитель-психолог подчеркнет: «У нас не получается», себя от него не отделяя.
Вернуть в школу чувство (1970-е)
Активность интеллектуальных сил произрастает из высокой активности двух взаимосвязанных форм мышления: словесного и образного, которые основываются на активности чувственных форм восприятия.
Каким же быть уроку? Чем ярче вырисовывалась предметная структура учебного процесса с полноправными уроками физкультуры, труда, музыки, изобразительного искусства, тем острее вставала проблема времени, проблема учебной нагрузки школьников.
Благодаря гигиенически оправданному сокращению (до 30-35 минут) времени уроков «речевого» и «образного» циклов, поставленных в расписании по принципу смены видов деятельности, были созданы объективные условия для включённости внимания школьников с первого до последнего урока, для формирования привычки напряжённо, с отдачей трудиться.
Чувство собственного достоинства – энергоисточник развития личности (1970-е)
Если бы у меня спросили: «Есть ли первокирпичик, причина причин, энергоисточник развития личности?», я бы ответил: «Есть! Это чувство собственного достоинства, своей значимости среди людей». А двигателем развития можно было бы назвать успех в той или иной деятельности. Успех, пусть самый малый, в конкретном, нужном людям деле и есть начало расцвета личности. Определяющее значение при этом имеет любимое дело, к которому «лежит душа», в котором «я» раскрывается и утверждается наиболее успешно. Поэтому первоочередная задача школы наряду с обучением основам наук – предоставить каждому ученику возможность иметь любимое дело.
«Страна, Надо!»: чтобы воспитать ответственность, надо возложить её на человека! (1970-е)
Наше воспитание стало в основном словесным. Не отсюда ли многие наши беды? Нам сегодня крайне не хватает воспитывающей деятельности. Как известно, чтобы воспитать ответственность, есть одно средство: возложить её на человека. Надо... Сколько раз звучало это короткое слово, когда необходимо было перешагнуть через «не хочу», «не могу», когда надо было помочь людям.
Надо! – короткий, но ёмкий приказ самому себе, когда, кажется, нет сил, когда так хочется отдохнуть, прилечь, расслабиться. Надо! – призыв к воле, решительным действиям. Надо! – значит хочу помочь людям, хочу человеку счастья. Из этого «надо» выросла одна из ведущих линий нашей воспитательной работы в школе, нашей работы по самосовершенствованию – «надо», равное «хочу жить для людей, хочу оставить на земле след Доброго». Именно такое «надо» воспитывалось в трудовом лагере, и через него утверждалось в школе.
Человек силён памятью и верой (1970-е)
Детство – время стремления человека ко всему прекрасному. Никогда он не жаждет так красоты, как в эту пору. И как важно помочь юной душе увидеть истинно великое в жизни и человеке. В трудовом лагере мы стремились создать такие условия, такие отношения, чтобы ребята могли, возможно, более полно, удовлетворить жажду идеального. Мы учили и учились сами на образцах прекрасного, которые даёт нам история нашей страны. От поколения к поколению несёт людей героической судьбы в настоящее, в грядущее благодарная память народа. Святая память. Человек силён памятью и верой! Величие человека – в величии его народа. Герои, память о них – та святыня, то бесценное достояние, которые питают нашу жизнь. Вот почему огромное внимание мы придавали рассказам о героях, песням о них и обстановке, эмоциональному фону, рождающим внимание и доверие.
Костёр, ночь, тишина. Каждое слово проникает к сердцу, воображение уносит в те времена, в ту среду, к тем событиям, о которых говорится в рассказе или поётся в песне...
Только при демократическом стиле отношений возможен рост коллектива (1970-е)
Есть, думаю, только один путь воспитания творческого коллектива – предоставление возможности высказывать и отстаивать свои мысли каждому – и ученику, и учителю. И мы стремились к тому, чтобы решение было действительно коллективным – принятым в результате обсуждения всех точек зрения, всех «за» и «против».
Мы учились строить отношения на основе уважения, бережного отношения друг к другу, боролись с грубостью, нервозностью. Не сразу утверждался взгляд на учителя как на старшего товарища ученика, призванного помочь ему и в учении, и в формировании его личности.
Ученику можно передать только то, чем ты сам наполнен (1970-е)
Я пришёл к выводу, что неожиданный положительный эффект моих педагогических провалов – в убежденности и искренности реакции на то, что считаю отвратительным в людях и их поступках. Если ты не чувствуешь гнева, и изображаешь его, то гнева нет. Если ты сам не веришь своим словам, как же поверит в них ученик? Педагогика не существует вне личности учителя. Пути совершенствования личности учащегося идут через совершенствование самого учителя. Утверждение: скажи мне, кто твой учитель, и я скажу, кто ты – справедливо и правомочно, как справедливо и правомочно утверждение: скажи мне, кто ты, и я скажу, кто твой учитель.
Учитель начинается с любви к Родине! (1970-е)
Учитель начинается не с любви к ребёнку, а с любви к Родине. Когда любовь к детям вырастает на основе гражданственности, когда суть любви к ребёнку – забота о будущем Родины, духовное возвышение человеческой сущности ученика, только тогда мы можем сказать: перед нами учитель.
Это не красные слова. Это ключ к нашему делу, исток таланта учителя. Мы говорим: жизнь – борьба. Учитель выводит ребёнка в жизнь, т.е. в борьбу. В борьбу с чем и против кого? Если нет у него об этом представления, его не спасут ни живость, ни естественность.
С осознания смысла жизни начинается воспитание личности (1970-е)
Ты мой ученик. Я твой учитель. Давай подумаем, зачем мы с тобой родились, зачем живём на этой земле.
Не общие слова требуются для ответа! А выношенные, выстраданные, идущие от сердца, чтобы прояснилась картина жизни и наше место в ней. Мы ищем ответ, осмысляя окружающее, тревожа память, вглядываясь в судьбы тех, кого уже нет. У деревьев и цветов, у моря, звёзд, птиц ищем ответа. В поэзии. Да! В поэзии жизни. Постигая её основу, её истину, мы начинаем понимать себя, других. И приходит обжигающее ощущение своей неразрывной связи со всем сущим на земле.
Отвечая на главный вопрос «Зачем я?», мы найдём ответы на тысячи других, поймём, что человек – звено в цепи поколений, соединяющее прошлое, настоящее, будущее.
С осознания смысла жизни начинается воспитание личности, чувства сопричастности с делами и мечтой своего народа, убеждения в том, что «моё» и «наше» неразрывны. Постижение сущности бытия рано или поздно приводит к раздумьям о сущности человека.
Погружение! (1980-е)
С тех пор, как впервые взволновала меня проблема таланта, прошло более двадцати лет. Не было дня, чтобы не думал о ней. И возникла мысль: а что, если посмотреть на нашу сущность иначе? По-другому взглянуть на наше тело, мозг? Представить их как одно целое? Очень красивое слово: разум. В нём слышатся два: раз и ум. Единый ум. Множество сведений, «слепков действительности» разом соединены в совокупное во взаимосвязи и отличии составляющих.
В создании условий для своевременного развития всех внутренних сил ребёнка, всех его задатков заключается разгадка таланта. Поиски путей интенсификации учебного процесса, «прессование времени» – понятная, доступная вроде бы цель, и так трудно достижимая. Но вот, кажется, ключ к решению проблемы времени найден. Идея возникла не в школьном классе и не за рабочим столом – на деревенской улице, в образе, привычном с детства...
Сруб колодца. Крутится барабан, наматывает цепь и поднимает полное ведро с чистой родниковой водой. Пустое ведро с гулким эхом падает в бездну. Всплеск – оно погрузилось в воду. И вдруг слово-ключ, слово-образ – погружение! А за этим образом – другой: цепь, звенья которой крепко соединены между собой, вытягивает полное ведро. И включилась мысль. Школьные предметы – те же звенья. Но сцепления в голове ученика не происходит. Мы пытаемся искусственно соединять их на финише, а надо бы с самого начала крепко связывать параграфы, темы, сосуществующие под обложкой учебника, в стройную, объединенную общей идеей конструкцию Знания. Постигать его нужно, погружаясь в самую суть, то есть, усваивая эту идею.
Погружение. Слово обернулось идеей: погружение – это способ познания. Логично использовать его, прежде всего, в начале знакомства с учебным предметом, чтобы вызвать интерес к нему.
При традиционной урочной системе каждый следующий урок (новая доминанта ) как бы стирает предыдущий, обесценивая его значимость. Чтобы определиться, найти «свой» предмет, нужно глубоко погрузиться в него, а не барахтаться на его поверхности, скользить по касательной. Причём работа должна строиться так, чтобы в различных видах деятельности были задействованы все анализаторы (зрение, слух, моторика), индивидуальные занятия чередовались с групповыми и коллективными, репродуктивные задания – с творческими.
Много ли человеку надо? Много! (1980-е)
Новая форма организации учебного процесса позволила более интересно и продуманно организовать вторую половину дня, занятия по интересам. Закончились обязательные уроки. «Ты свободен. Что тебя интересует, ученик? Какое оно, твоё дело? Ты ещё не знаешь? Мы даём тебе возможность выбрать. Ищи, пробуй!» Разве может быть иной позиция школы? А много ли человеку надо? Много. Надо, чтобы кто-то услышал его, присмотрелся бы по-доброму. И он расцветёт, вырастут у него крылья и не будет для него преград.
Я не верю в педагогику вещаний. Я верю в педагогику борьбы (1980-е)
Учитель может достичь наивысшего воспитательного эффекта, когда вместе с учеником мечтает и приближается к мечте. Точнее, направляет процесс роста ученика, побуждает к действенному, активному самостроению, самосовершенствованию в соответствии с его представлением об идеале человеческой личности.
Мечта открывает перспективу, её высота мобилизует силы, закаляет волю, характер. Но речь идёт не о пустом, беспочвенном мечтании – о построении воображаемого «я» из имеющихся задатков, своеобразия личности.
Вот какой, думается, должна быть наша учительская позиция: «Мы вместе будем бороться, вместе жить, вместе работать над собой, будем бороться сейчас и готовить себя к завтрашней, ещё более напряжённой борьбе». Акцент должен быть очень точным: не «совершенствуйся, расти, а я погляжу, как ты это будешь делать, и подсоблю», а «мы вместе будем, обязаны расти, потому что в ответе за свою землю». Такая позиция снимает отчуждение и делает ученика борцом уже на старте жизни. Он не готовится к борьбе, а борется уже сейчас.
Я не верю в педагогику вещаний. Я верю в педагогику борьбы, борьбы не рядом с учеником, а вместе с ним, плечом к плечу. Хотите, чтобы дети жили счастливо и интересно? Мечтайте с ними. Хотите вырастить бесстрашных борцов за светлое, высокое, доброе? Учите их мечтать о светлом, высоком, добром. Хотите убить личность? Убейте мечту.
Детей нельзя воспитывать по-детски! (1980-е)
Думая над совершенствованием ученического самоуправления, мы всё яснее видели необходимость создания другой структуры самого коллектива. В конце концов, пришли к разновозрастному трудовому объединению.
Производительный труд – колоссальное средство воспитания уже только потому, что созданное им обладает наглядностью, материальностью, аккумулирует в себе качества личности создателя, делая «стоп-кадр» его сильных и слабых сторон. Предприятие, на котором работают дети, должно своей целью иметь не план, не прибыль, а воспитание, развитие гармоничной личности, многостороннюю подготовку к труду. Поэтому оно должно быть не узкоспециализированным, а многоотраслевым. Положение старшего, в которое попадали наши ученики, творило чудеса. За год большинство членов коллектива побывают в роли руководителя того или иного уровня. Становясь вновь рядовыми, они по-прежнему активно решали все вопросы жизни коллектива, отстаивали своё мнение, правоту, если это было необходимо ради интересов дела, чувствовали себя в ответе за всё происходящее.
Детей нельзя воспитывать по-детски. Ребёнок играет ту роль, которую ему предоставляют обстоятельства. Маленькая роль растит маленького человека, масштабная, великая роль растит масштабную, великую личность.
Идти к высоте равенства с детьми (1980-е)
Решительные шаги к открытому диалогу с учеником, педагогике сотрудничества поставили перед нами проблему всестороннего развития, самосовершенствования учителя. Когда мы шли весёлой и шумной гурьбой из школы после обсуждения вопроса о систематическом коллективном анализе учебной деятельности, я заметил, что Ира была какой-то подавленной.
– Вы чем-то расстроены, Ира? – спросил я.
– Да. Вы тоже нам не до конца верите.
Я едва не задохнулся от удивления.
– Как Вы к этому могли прийти?
– Наблюдала за выражением Вашего лица. Вы нас усиленно поощряли, восхищались. Слушали с умилением. Как же – деточки, оказывается, мыслят и могут говорить дельно!.. Неужели вы тоже из диспетчеров?
– Каких диспетчеров?
– Взрослости нашей, – вздохнула она. – Захотел – включил: пусть побалуются, поуправляют собой, нами. Захотел – выключил. Удобно, правда?
После первых попыток оправдаться перед Ириной и собой я всё больше убеждался: она права. Сколько же нам надо взаимного терпения друг к другу, чтобы старшим не унизиться до снисходительности, а младшим не проявлять показной, нарочитой независимости. Мало сказать, мало понадумать о необходимости веры в силы ребёнка, о необходимости разговора с ним на равных, мало, очень мало. Нужно шаг за шагом, ломая перегородки штампов, идти к высоте равенства с детьми. И только тогда начнётся мучительно трудное, но крайне важное умение смотреть в глаза ребят не сверху, а прямо. Мы сами, будучи детьми, прошли эту школу искажённых, как в кривом зеркале, отношений взрослого и ребёнка. Внушаем из поколения в поколение: старших надо уважать! А верно ли так упрощённо, от календаря распределять достоинства людей? Взрослость – синоним духовности, ответственности. Не годы нужно уважать, а мудрость, силу духа независимо от возраста.
Действовать не медля, но не спеша (1980-е)
Проблема отношений, общения, взаимопонимания – одна из главных в педагогике. Подлинное общение невозможно с позиции силы, волюнтаризма, авторитарности. В ученической среде уже действовал, ошибаясь, путаясь, но действовал актив ребят, хоть и медленно, но всё более увеличиваясь. А учителя, в основном, выжидали. В чём же дело? Со временем я понял. Есть такое выражение: торопись не спеша. Мы же слишком спешили. На педсоветах учителя поддерживали меня, но проходили дни, и они остывали, не желая или не умея проявить инициативу:
– Мы не против, но как это сделать практически? – спрашивали с беспокойством.
Я либо показывал сам, либо приглашал специалистов. Как работать с ученическим коллективом? Посмотрите. Как эффективнее провести урок? Посмотрите. Всё чаще сыпались обращения: «А как здесь сделать, посоветуйте...» Казалось бы, чего желать руководителю? Но чем больше я горел, бросая себя во все точки, тем больше... гасли глаза учителей. Так парализовалась коллективная мысль, и незаметно вместо атмосферы сотрудничества в школе фактически воцарился авторитарный стиль руководства.
Коллективу, внедряющему новую идею, нужен лишённый какого бы то ни было давления стиль отношений. Действовать не медля, но не спеша – вот чему надо учиться тем, кто внедряет новое. И в этом «не спеша» заключено бережное отношение к другому. «Не спеша» – это знание и уважение опыта тех, с кем думаешь творить.
Чтобы вести за собой, надо и себя вести (1980-е)
Педагогику вызубрить нельзя, сотворить раз и навсегда тоже. Суть деятельности учителя – творчество, исследование. Успешная работа сегодня не даёт никакой гарантии, что завтра она будет такой же. Ибо завтра – новое испытание.
Какими же качествами надо обладать учителю? Одним из основных можно назвать честность. «Жить честно, – говорил Л.Н.Толстой, – это рваться, путаться, бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и метаться». Да, «вечно бороться и метаться» – наша учительская судьба. Нам противопоказаны благодушие и самодовольство.
Если в основание пирамиды из всех наших учительских построений мы положим заботу о ребёнке, развитии его духовных и физических задатков; если, веря в ученика, при любых, пусть даже самых «безнадёжных» обстоятельствах, будем вести его к успеху; если будем честны перед своим народом; если каждый шаг, слово, действие, взгляд, улыбку будем соотносить с целью воспитания и руководствоваться ею в нашей совместной с учеником деятельности, наш учительский талант не иссякнет, а будет крепнуть и совершенствоваться. И однажды нас осенит удивительно простая, но очень важная мысль: чтобы вести за собой, надо и себя вести, не останавливаясь в этом движении к себе лучшему ни на один день.
Неспешное общение рождает тонкость мировидения (1980-е)
Какое из свойств личности или какая способность, без которой учитель не может успешно работать с ребятами, наиболее трудно достижима? Пожалуй, тонкость мировидения. Поясню, как я это понимаю. Мысленно пройдем по школьному коридору. Перемена... Видите вон того высокого парня у окна? Ему больно... У него плачет... спина. Подойти или оставить одного? Поддержать сию минуту или лучше сделать вид, что не заметил его состояния?
А здесь – смотрите! Несётся солнце! Чёткое стаккато каблучков словно выбивает искры!
Перезвон света в задиристых белых кудряшках сливается с музыкой серых глаз.
Минута школьной перемены, а сколько маленьких набросков-сюжетов!.. Не пропусти, учитель, эти мгновения. Держи в своих руках связи-нити, соединяющие тебя с учениками.
Неспешное, то есть предельно внимательное, всматривание в мир человека, проникновение в суть сказанного им, в интонационный строй его речи, в симфонию его движений. Именно неспешное общение рождает тонкость мировидения. А для этого нужно, чтобы зрячим было наше сердце – главный педагогический инструмент учителя. Инструмент познания самого себя, жизни, души ребёнка.
Голос ребёнка – Голос Вечности (1990-й)
У нас Государственный общеобразовательный лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков. Это соборное произведение всего коллектива его сотрудников и учащихся и представляет собой учреждение интегративного типа, объединяющее различные звенья общеобразовательной и профессиональной подготовки. Мы осуществляем разработку и реализацию системы непрерывного образования, направленной на целостное развитие личности.
Наш лицей работает над созданием и апробацией модели школы будущего, которая, по нашему замыслу, должна стать прообразом системы отношений в грядущем обществе, основным смыслом существования которого будет служение Родине, Истине, Богу. Главная мысль, определяющая поиск, – это мысль о том, что человек – часть Вселенной и не может жить вне системы отношений, сложившихся в ней. Человек – дитя вечности, и потому он есть сам род, состоящий внутри себя из бесконечного числа колен своего существования. И только в согласии с этим, определяя свои поступки сегодня, он достигает успеха.
Идти от Рода – это и есть идти от Бога, это и есть духовная жизнь. Вехи – следы Родового пути, его произведение – язык, традиции, обычаи, народные песни, народные танцы, народные ремёсла. Они форма и содержание менталитета народа, бесценные сокровища открытой истины. Менталитет – знание пути, как мировоззрение, переходящее из поколения в поколение, органично присущее каждому человеку и биологически выраженное, как тело человека.
Отсюда физическое здоровье человечества – в следовании памяти составляющих его Родов. Само же человечество выступает, таким образом, как Единый Соборный Дух, как Единая Соборная Сила, как Единое Тело. И пока всё оно не достигнет взаимосогласия с Вечностью Пути, его Истоком и Смыслом – Богом – не будет у него успеха в его устремлениях и деяниях, не будет здоровья духовного, душевного и физическою.
Человек является частью макросистемы, которой он служит, поэтому основой разрабатываемой модели образования является отношение к ребёнку как к личности, соединяющей в себе вековой опыт Рода по поиску и утверждению Истины.
Ребёнок с первых шагов по земле несёт в себе Род, его Путь, его Слово. Голос ребёнка – Голос Вечности. И потому взрослый может только сотрудничать с ним в вопросах жизнеустройства, всякий раз договариваясь о смысле и способах жизнедеятельности, так как он бы это делал с познавшим весь Путь. Ребёнок мал в частностях данной ему для преображения общественной жизни, но он Велик в чувстве – знании логики целостного процесса Вселенского Бытия. Особенно в раннем возрасте он – само Вселенское Бытие, его образ Взаимосогласия, т.е. Любовь. Отсюда и робость ребёнка, его «малость». Выступая, как сама Любовь, он принимает взрослого, вбирает в себя как своё, бесконечно близкое, он обретает взрослого, становится на его место, им самим – с тем, чтобы взрослый, по законам Взаимосогласия, стал ребёнком.
Личность как духовное существо, тайна, чудо, превосходящее все наши понятия, не может быть объектом научного изучения в той же полноте и объёме, как предметы внешнего мира. Она всегда остаётся непостижимой в своей конечной глубинной сущности. Человек трёхсоставен и состоит из духа, души и тела – этого мы не должны забывать.
Воспитание мы рассматриваем как задачу образования, направленную на иерархическое устроение человека, его духа, души и тела, духовная жизнь не обособлена от жизни души и тела, поэтому воспитание в лицее – это создание условий для рождения духовной жизни, развитие добродетели.
Служение Родине, способность к творческому активному преобразованию себя и окружающей действительности на основе целостного мировоззрения являются ведущими, стержневыми основами личности лицеиста.
Существенной особенностью разрабатываемой модели образования является отношение к ребёнку как к личности, аккумулирующей в себе вековечный родовой опыт поиска и утверждения истины, с которым он приходит в данное время и данное пространство с целью продолжения пути рода, реализации, уточнения, утверждения его смысла. Отсюда разновозрастная структура коллектива лицея, фактическое отсутствие деления его на учителей и учеников.
Наш Лицей – единый самоорганизующийся коллектив сотрудников, смыслом существования которого как учреждения является создание непрерывной системы образования, направленной на целостное развитие личности, мотивированной служить соборной Родине и через неё – Человечеству.
Создание и апробация в педагогическом прогрессе учебников, учебных и наглядных пособий, разработка и систематический анализ их с целью совершенствования всей жизни школы, определение экономических, политических, природосообразных основ жизни, реальное коллегиальное управление всеми сферами жизни – прерогатива каждого сот рудника Лицея, независимо от возраста и времени прерывания в нём.
В первые дни пребывания в лицее-интернате дети вместе со взрослыми определяют, осмысливают ключевые основы жизни, непреходящие ценности, выявляют головные проблемы современного состояния человечества, путь которого из Вечности им продолжать, отстаивать в текучем дне.
Определяются особенности народа, в колыбели которого они родились, чьё семя несут в себе, через служение которому, выражая интересы которого им предстоит утверждать всечеловеческие ценности.
В процессе осмысления коллективно договариваются о конкретных формах, содержании и особенности жизни коллектива в современных условиях, обозначают задачи стратегические: давние и дальние, уходящие в века; и близкие: на десятилетия, ближайшие годы и дни. Так принимается учебный план, освещается содержание всех предметов познавательного процесса, выбираются виды производственной деятельности, основы экономической и финансовой жизни школы, рассматривается характер сотрудничества с окружающей средой, устанавливается структура коллектива, основы его существования и взаимообязательства с точки зрения выполнения осознанных и принятых всеми к исполнению задач.
Сколько лет ребёнку? – Вечность... (2000-ые)
Я стараюсь идти от ребёнка к себе к ребёнку в читателе. О детях могут писать только дети. О детях с полным пониманием могут читать также дети. Ромашке ромашково. Вот и стараюсь...
На Руси словом детка или дедка, деды или дети называлось колено Рода с точки зрения отца или мамы, родивших дитя (детку). Дед отца и сын отца являют coбой духовное единство. Думаю, что детка или дедки не случайное совпадение по звукописи, допущенное пращурами нашими, а точнее, отражение логики развития Рода, раскрывающее циклы духовного наследия, показывающее разомкнутые круги воспроизводства соборного образа жизни не только в самом человеке, но и во всём окружающем его мире, где сам ребёнок, как любое семя природы, любое начало – есть «теза». Отец ребёнку – синтез духовного наследия деда и прадеда; а для отца он как дитя его – «антитеза» (яркое другое, максима, лучшего, любовью выплеснувшийся, непосредственно, всецело отражающее смысл жизни).
Дед ребёнку – антитеза. Для деда ребёнок – синтез духовного начала отца ребёнка и самого ребёнка. По отношению к прадеду ребёнок – его теза, его утверждённый смысл... Для прадеда ребёнок – как сын его сына – также теза (то есть носитель его образа жизни, смысла его). Ребёнок, оглядываясь в прошлое, чувствует прадеда своего тезой, своим смыслом, а прадед, всматриваясь в будущее, видит и получает в правнуке своём полное утверждение смысла своего существования как способа служения Роду, через него своему Отечеству и всему миру. Каждый из нас есть тройная теза одного круга Рода. Я есть правнук моего прадеда и прадед моего правнука.
Древнее понятие «сын – святой», дар – скорее указывает на духовное наследие, а значит, истинно сын – это правнук наш, из будущего взывающий к нам, наш смысл, образ жизни, наш истинный наследник, выпестованный всей жизнью Рода. И в текущем веке, уточняемый семью коленами его: Я – теза; сын – антитеза; внук – синтез: Я – правнук – теза... Отсюда, скорее всего, и понятие человека как чело (лицо, лик), вех или колен жизни Рода...
А сколько их, вех, в нас?
Несть числа... Весь Род – это всегда бесконечие спирально-круговой ретроспективы и бесконечие перспективы.
И сколько наш лик, чело отражает вех (колен) Рода, столь масштабны, велики, значительны мы, таков уровень нашего дара, то есть Родовой памяти, памяти веков или вечности.
Сколько лет ребёнку? Вечность...
Он есть Род... А значит, истинно сын – это правнук.
Продлить Род – это вырастить правнука. Это и есть «дожить до седьмого колена». Семиколенная семья – семья Рода, и ребёнок, родившийся в такой семье, имеет возможность проживать одновременно со всей иерархической системой Рода, быть частью нескончаемой лавы (устремления опыта живых носителей родовой памяти) – народа.
Ребёнок в семиколенной семье действительно жил в народе, народом. Такая семья была, если рождалось от двух-трех до десяти-двенадцати детей в каждом колене Рода, числом от пятисот до десяти тысяч человек.
Такой единоустремлённой лавой можно было существенно влиять на судьбу своего Отечества. Семиколенная семья была соборной единицей, основой вечевого строя, жизни народа, ибо за плечами каждого русича стояли тысячи здравствующих кровно и духовно сородичей. Отражая через всю многомерность родственных отношений чаяния своего народа, непосредственно включённый в жизненные проблемы и решающих их силой своей семиколенной семьи, ребёнок был народопредставителем, он был народ, он стоял, рос Роду, как все его сородичи. Он был чело или Цело – это был смысл (цело или цель) его жизни. Держатель Цело самой иерархии семьи. Как трижды прадед, он мыслил причинными категориями (ве), ибо каждое явление жизни он рассматривал как нечто, выросшее на глазах у пра-пра-пра-пра..., то есть видел его следствием целого комплекса причин и потому легко держал причину причин, исток всего, двигатель всего – ци. Так в многоколенном Роду жил ребёнок – человек, целовеци, представляющий собой народ, черпающий истину из духовной жизни (века вечного устремления к истине) своего Рода и через него включённый в духовную жизнь (цело) народа, а значит, через народ включённый в полевую структуру (цело) земли, Солнечной системы, галактики, Вселенной... такому ребёнку открыта была книга звёзд, он её считывал и писал в неё свои строки через свой Род с первых мгновений зачатия. Его готовили жить от Рода, он Родом жил сразу, как существо космическое, могущественное, возраста не имеющее. Он по времени жил в вечности, в пространстве Целого мира, то есть Вселенной.
Деградация целовеци шла по линии разрушения родовых связей. Человек-Род становился человек-колено, превращаясь в человекомиг, человекопульсар. Мерцающие люди перестали быть народом, мировоззрение которого не в силах были охватить. Забыв его, перестав жить сигнальным миром звёзд, люди стали доживать не-миром, названным социумом или обществом, заменяя законы мироздания на придуманные на час законы общества. Обычаи, традиции, язык, песни, танцы – остались внешним отголоском былого могущества всесветной жизни.
Только приходит в не-мир в каждом колене человека – Род ребенок, и вспыхивает в душе уже не народного, общественного человека живой ещё огонь невыразимой тоски, и мукой несоответствия пойдёт, петляя по земле, писать или утверждать очередную конституцию как более изощренную узду на Вольного Волей Человека – Ребёнка.
В глубину высот нельзя смотреть не перекрестившимся. Человек смотрит – Господь видит. Видимо, идти в глубину семени столь же важно, как и к вершинам его плода. Когда мы откроем причинный строй исторического прошлого, мы поймём, увидим будущее народа. Провидец памятью живёт. Ребёнок в нас – это, видимо, и есть то, что мы называем Родовой памятью, в которой свёрнуто, снято соборное знание веков жизни всех колен нашего существования. Этим соборным, совокупным знанием пути Рода мы живём в течении соборного Космоса, как струя в реке.
Всё течёт, и мы, насколько проистекаем во всё из всего, настолько полно живём течением Вселенной, наполненной устремлением, как и все её составляющие, к сущностному самовоспроизводству, – настолько мы и живы. Любая система выступает полно, цело, когда каждый из составляющих его элементов работает на неё Всю, согласуясь с её Центральным Началом и каждой её частью. Клетка моего тела жива до тех пор, пока служит телу, выступает от его имени, а тело тогда живо, когда служит клетке.
Размышляя так, мы можем подойти к выводу, что если Космос есть система, то мы, как его часть, находясь с ним в отношениях, как клетка с телом, не можем жить, не отдавая себя ему, не ведомые Центральным Началом – Богом. В Мире жить можно только служением Ему.
Когда мы миру служим честно, в ответ мы получаем мир...