Школа третьего тысячелетия

Михаил Петрович Щетинин

РОДОЧЕЛОВЕК

Тайн в мире духовных сил нет.

Есть та или иная степень знания, то есть освобождения.

Всё зависит от степени их «закрепощённости в личных страстях,

или от их освобождённости».

«Две жизни». К. Антарова.

Каждый человек – Вечное Изначалье. И – вечный Итог, и – Вечный исток. Я имею в виду Родочеловека – на этой теории, концепции, философии поставлена наша новая Родовая школа.

Сама мысль о том, что человек есть часть Великого Космоса, настраивает на раздумья о толе, что в человеческом Я должно быть, по выражению Вернадского, «космическое нечто», обеспечивающее его активное существование во всём безграничье космической реки жизни. Жить в Космосе значит понимать и нести в себе его устройство, ясно знать законы его движения, смысл его существования и владеть способами существования в нём.

Пространственные масштабы Космоса, равные безграничью, его жизнь во времени, равная вечности, нескончаемость изменений, происходящих с каждым из составляющих его элементов, подводят человека, к необходимости не только знать обо всём, что происходит в Космической реке жизни, но и участвовать в ней деятельно, точно соответствуя её устремлениям в каждое мгновение космических процессов. Всё это предполагает наличие в человеческом Я такой мощной способности схватывать, «снимать» бесчисленные сигналы безмерного космоса, иметь внутри себя такую «базу данных», которая бы позволила мгновенно и точно отвечать на постоянно меняющуюся космическую информацию, что невольно мыслящий об этом приходит к выводу:

«Космическое нечто» есть некая матричная информационная структура, порождённая, выпестованная биллионами тысячелетий жизни человека, который, таким образом, не может представляться нам как существо, ограниченное жизнью одного века, одного колена и, тем более, несколькими годами или десятилетиями. Человек – дитя Вечности, и потому он есть сам род, состоящий внутри себя из бесконечного числа колен своего существования.

Человек как Род не может сколько-то полно вместиться в искусственный, безличностный познавательный поток, организованный современной школой в расчёте на существо одноколейное, частичное, маленькое, примитивное. И потому Ребёнок – Гигант – Родочеловек бунтует, протестует, отвергает таким образом, выступая как антипод социальной среде, обществу, с которым его так странно готовят работать и жить. Школа Родочеловека должна быть подготовлена Родочеловеком. А потому дети должны стать, как и взрослые, учителями-исследователями, творцами школы Родочеловека, а взрослые, как и дети, должны стать учениками в сотрудничестве с детьми этой моделируемой образовательной системы. Отсюда принципами Родовой школы должны быть:

1. Принцип народности или Родообразности. Язык, народная песня, танец, ремёсла, обычаи, традиции, боевое искусство, изобразительная, звуковая, двигательная культура, – всё то, что составляет понятие «народ», есть живительные условия врастания ребёнка – Родочеловека в мир, освоенный Родом, представленный, развёрнутый в нём и через него.

2. Принцип истинодержавия или смыслосоответствия. Истина есть Любовь. «Ибо Аз есть Истина», – говорит Господь. Смысл всех космических процессов сводится в конечном итоге к достижению полного взаимосогласия всех, составляющих всё, т.е. Любви или Истины. Всё, чем живёт школа, каждый закон физики, химии, математики, биологии, открываемый ребёнком вместе со взрослым, должен полностью выстраивать его отношения с миром и самим собою. Лишь в этом случае школа соответствует смыслу жизни её ученика.

Устремление к Истине, к согласованному праведному существованию в мире, истинное соответствие поступков, – атмосфера, в которой только и может развиваться здоровая, нравственная, духовная личность.

3. Вневозрастной принцип существования. Родочеловек возраста не имеет. Память Рода, сосредоточенная в нас, отмеченная, как нам кажется, в понятиях: совесть, искра божья, матричная основа личности, дух, – бесценное сокровище, которое раскрывается в нас неисчерпаемым могуществом при условии опоры на него, обращения к нему.

Нам видится, что деление коллектива по возрастам устанавливает доминантность одноколейного человека, опыта его только одноколейной жизни; тем самым отсекается память Рода, космизм знаний, наличествующих в человеке. Принцип вневозрастности утверждает в ребёнке Древнего человека, переводит акценты с тела малого на Дух Великого. Вневозрастной коллектив берёт на себя задачу, сотворения самой системы образования, распределяет и перераспределяет роли между членами коллектива в зависимости от качества и особенностей результатов труда, особенностей характеров, их склонностей и т.п.; но ни в коем случае не по возрастным данным. Пращур словом не играл. Словом пращур отмечал сущностное в каждом наблюдаемом явлении, предмете, процессе. В пользу вневозрастности коллектива говорят понятия: дети, деди, деды. Как видим одним именем звались представленные нам, веку данному, края родового древа: дети (деди), деды. Тем самым как бы подчёркивается сущностное единство дитя с дедом... Говорить с ребёнком, как с дедом, значит говорить с ним. Нам видится, что детское равно всегда безмерно масштабному. Главная отличительная черта детства – безмерность масштабов устремлений, которые мы часто определяем как максимализм. Не охватывая своим воображением масштабы детского мышления, мы, защищаясь, оглушаем детей, заставляем их кривляться, уводим их в куклоподобность, минимизируем их.

4. Принцип информационной чистоты и ясности. Мир – поток слова Божьего. Pantareimerem –слово: легко ложится на душу мысль о том, что всё, что есть, – информационно, и всё, что есть, – информирует. Две аксиомы: «космос – система» и «космос безбрежен» – невозможны без третьей и четвёртой:

– Космос невозможен как система без взаимоинформированности составляющих его элементов.

– Невероятность масштабов космических пространств возможна лишь при условии гармонии, взаимосогласованности движений по Единому Смыслу, по Единому образу пути, принятым всеми как непререкаемая, неразрушимая константа.

Принятие внутрь себя смысла пути Единого каждым составляющим Единое обеспечивает жизнь и элемента, и системы элементов. Принятие смысла каждым – условие взаимосогласованности их как системы. На этом строилось на Руси вече, на этом держалась казачья лава, на этом строился и строится любой народ как единое целое, это условие существования любого организма, любого тела, любого микро- и макросимбиоза. Принятый внутрь смысл Единого, его образ, видимо, и есть то, что мы обнаруживаем всюду как своё, подобное себе.

Это подобное всем в нас роднит нас, соединяет со всеми, а всех соединяет с нами, Знание и чувство в себе смысла Единого, позволяющие человеку читать книгу звёзд и жить по прочитанному в звёздах в одной лаве с ними...

 

День под звёздами истончается

И под звёздами зачинается...

Серебром звонят звёзды ясные,

Мысли светлые – звёзды красные.

Зван звон звонницы от зари,

Утро птицами колоколится.

Колоколят звон звонари.

Солнца колокол к солнцу клонится.