Школа третьего тысячелетия

Михаил Петрович Щетинин

ВСЁ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ...

М.П. Щетинин

 

Существуют ли атомы или же единая природа – прежде всего,

следует установить, что я являюсь частью Целого, управляющего природой;

затем, что я некоторым образом связан с частями, однородными мне.

Ведь если я буду помнить об этом, то, поскольку я буду осознавать себя

частью, я не буду недоволен ничем, ниспосланным Целым, ибо то, что

полезно Целому, не может быть вредно части.

Марк Аврелий. Кн. 10-6.

Суть концепции нишей Родовой школы – бытие Родового человека, то есть извечное существование человека как частицы Великого Космоса, его духовное бытие как созидающее и творящее начало мироздания – бесконечное и безначальное. Осмыслена или нет сегодня нами эта Непреложная истина – дело другое. Однако все мы живём в космосе, а жить в космосе – значит понимать и нести в себе его устройство, ясно знать законы его движения и развития, владеть способом существования в нём.

Космос беспределен, и невероятность масштабов его пространств, нескончаемость в вечности возможны лишь при условии существования в нём принципа гармонии, то есть взаимосогласованности общего развития всех форм и уровней жизни по единому замыслу, единому образу пути, по некоей Высшей константе, безусловно принятой всем сущим за непреложную. Космос – это значит всё живое вокруг и полная взаимоинформированность всех его составляющих, каждого происходящего процесса, явления, творческого акта.

Гармония достигается принятием и осознанием смысла Единого каждым элементом, составляющим это единое, – только таким образом может быть достигнуто развитие – как гармоничной системы целого, так и каждой уникальной части этой системы. На этом принципе построено всё мироздание, он лежит в основе существования и природы, и общества, он же есть условие быта и любого народа как единого целого, духовного целого. Принятый и осознанный нами смысл Единого, его образ, видимо, и есть то, что мы обнаруживаем в окружающем нас мире как своё, подобное себе. И чем чище сознание человека, тем глобальнее его поиск подобного себе, всего того, что роднит каждого из нас, соединяет со всеми, а всех нас соединяют, конечно, Любовь, Истина, а так же то знание о ней, которое мы открываем в себе прежде, чем получаем извне. Это глубинное знание мы называем верой, и она даёт путь к приобретению новых знаний. Осознание нами нашего подобия каждому и всему сущему, иными словами, осознание нашего Богоподобия, делает возможным обретение особенного созвучия со всем окружающим, познание множества ритмов жизни для того, чтобы жить в унисон – в одной лаве, в одном течении – с ними.В конечном итоге это и есть способность жить в созвучии с природой, в гармонии с собой, в мягких, ровных отношениях с окружающими. Сонастрой со всем сущим – это есть главное условие для человека, для его созидательного творчества, для получения новых знаний.

Теперь другое. Человек более или менее осознанно живёт в природе и обществе – в космической реке жизни – научаясь созидать и избавляться от своей привычки разрушения. На это уходят века. Весь положительный опыт его на этом поприще, а также вся информация о постоянно текущих космических процессах незамедлительно уходят в своеобразную интеллектуальную и духовную базу данных человека, его некую матричную информационную структуру, сформированную тысячелетиями жизни человека и позволяющую ему – осознанно или нет – принимать разное по значимости участие в космических процессах каждое мгновение своей жизни. Таким образом, человек не может представляться как существо, ограниченное жизнью одного поколения, тем более – несколькими годами или десятилетиями. Он – дитя вечности, и потому он – сам Род, носитель памяти Рода, состоящий внутри себя из бесконечного числа колен своего существования.

Родочеловек возраста не имеет: память Рода, сосредоточенная в нас, отмеченная в таких понятиях, как совесть, искра Божья, дух, – поистине бесценное сокровище, которое раскрывается в нас неисчерпаемым могуществом знаний. При условии, конечно, нашего открытия его, опоры на него. Принцип вневозрастности, существующий в нашей школе, и утверждает в ребёнке родочеловека, открывая его громадный духовный потенциал, космизм знаний, сокрытый в родовой памяти. Кроме того, вневозрастной коллектив, а по сути, семья, берёт на себя задачу сотворения самой системы воспитания и образования, перераспределяя обязанности между своими членами в зависимости от качества и особенностей результата их труда, особенности их характеров, но ни в коем случае не по возрастным данным. Школа родочеловека должна быть создана родочеловеком, а потому дети, как и взрослые, должны стать учителями – сотворцами такой школы. А взрослые, как дети, – учениками в их совместном сотрудничестве. Весь процесс обучения основывается на выстраивании доверительных отношений между людьми, между учениками и учителями, роли которых выпадают поочередно всем. А когда такие отношения выстроены, обучение происходит само собой – без мысли, что кто-то кого-то учит и кто-то чего-то не знает. Происходит встреча – явление основополагающее для нас – встреча между людьми, владеющими подобными знаниями. От степени доверия друг другу, открытости отношений и происходит больший или меньший обмен информацией – не только вербальной, но и на уровне подсознания. В процессе такого общения и будут приобретаться новые знания, но, по сути, будет вспоминаться забытое.

В конечном итоге, главной задачей такого творчества становится передача приобретённых знаний другим – по возможности быстрая и доступная. Ведь для нас важен и ценен сам человек, постигающий знание, а не наука как таковая. Любые науки, всякие научные законы, изучаемые человеком должны выстраивать его отношения с окружающими людьми и миром вокруг. Лишь в этом случае любая школа будет соответствовать смыслу жизни учеников и оправдывать само своё существование. Человек как род не может вместиться в искусственный, безликий познавательный процесс, организованный современной школой в расчёте на существо одноколейное, маленькое и примитивное. Ребёнок протестует и отвергает такой процесс, выступая как антипод социальной сфере, обществу, не способному понять безмерность детских устремлений и низводящих их до фиглярства.

Теперь о национальной школе. Залог будущего России – в нашем пристрастном отношении к нашей истории, непосредственном соединении с памятью предков. В этом и заключается принцип народности или родообразности нашей школы: принцип воссоздания живого образа родочеловека, в данном случае – славянина, русского. Вообще, «образ» –  ключевое слово в нашей концепции изучения истории, ведь образное мышление и есть, по сути, непосредственное вхождение в сферу великой русской культуры и духовности, постижение её смысла. Историю России мы склонны рассматривать как историю рода. Но глубоко ошибочное мнение, что русский – это только национальность. Русь есть Свет. И, по нашему мнению, всякий, несущий его в душе, есть от рода русского. Маленький человек должен осознать свою безмерность: язык, народная песня, танец, ремёсла, боевое искусство, обычаи, традиции, – всё, что составляет понятие народ, есть и будет первейшими условиями вхождения ребёнка – родочеловека – в мир, освоенный родом, явленный, развернутый в нём и его же самого...

Вот только не надо злоупотреблять словами: национальный, народный, российский. Тем выхолащивается их суть, их глубокое значение. Вообще, мы немыслимо усложняем игрой ничего не значащих слов нашу жизнь и работу, к тому же редкие слова у нас согреты чувством. В общении с детьми очень быстро проявляется вся фальшь нашей речи с привнесённой безвкусицей сложных оборотов, которые, как нам кажется, делают нас умнее и значительнее. Частые ругательства в нашей речи якобы рекомендуют нас как много повидавших, «потёртых жизнью» людей, однако на самом деле большинство из нас преисполнено откровенного страха. Вспомните, столь часто мы говорим: «Нет, не так, не может этого быть!» – и останавливаем движение нашей мысли, наших чувств.

Весь мир вокруг есть поток Слова Божьего, то есть вечное движение, вечная жизнь. В древних речениях русских людей не было никаких сковывающих движение мысли выражений – присутствовала постоянная уверенность в правильности и согласованности их жизненного течения с предвечным космическим потоком. Было постоянное движение и обновление духа без всяких ограничений и иллюзорных жизненных тупиков, был постоянный поиск новых путей, вечное движение мысли. Неправильного просто не существовало – все приносило опыт. Поэтому наши предки были преисполнены поистине дивного в своей чистоте чувства благодарности жизни, самостоятельно и осознанно принимали участие в ее творчестве, сверяли  её с движением вечным, живя в одной лаве с окружающим миром. Их жизнь была  размеренна, проста и мудра.

...А то, что называют национальной школой, думаю, появится очень скоро. Скоро найдутся люди, готовые её создать, ведь всякая школа начинается с человека, и он, в конечном итоге, сам себе и творец, и судья. Процесс этот, конечно, будет долгим, работы много: необходимо будет вспомнить опыт Макаренко, Шацкого, необходимо будет работать в провинции – оттуда ведь корни. Но главное – это научить людей ощущать своё родство. Были бы чисты сердца. Всё только начинается...

 

Я знаю: зоревой росой босые,

Девичьи ноги обжигая,

Воспляшет на всесвет страна Россия,

Горячечно вспоёт пятой душа живая.

И снова, как и в те далёкие года,

Россия станет Путь,

А Путь – Россией.

Крылатой станет Русь тогда,

И всё крылатое – Россией!!!