АРКАИМ И ШКОЛА ЩЕТИНИНА
Та мудрость Творца сулит Новый град, сжигая, творит.
Нам ли свидетелям, печалиться, понимая Великий Замысел?
И глухие, и слепые, и сидячие останутся прохожими...
Аркаим был открыт в июне 1987г. археологической экспедицией Челябинского госуниверситета под руководством профессора Г.Б.Здановича.
Это официальная история. По другой версии, местные мальчишки, играя, нашли наконечники стрел и другие предметы старины, показали их родителям, а они догадались показать специалистам.
То, что можно найти предметы старины буквально на земле, подтвердил профессор Геннадий Борисович Зданович. А мне одна из сотрудниц заповедника «Аркаим» показала только что найденную часть бронзового молотка, которую обнаружила при посадке картофеля.
Аркаим находился в зоне строительства Караганской оросительной системы. Планировалось заполнение водохранилища весной 1988г. После этого Аркаим, расположенный на невысоком мысу при впадении в Большую Караганку, одного из её притоков, должен был быть затоплен. И вновь, по счастливой случайности, буквально в один голос перевесило решение не затапливать Аркаим и приостановить строительство водохранилища на два года.
Памятник с его сложнейшей архитектурой и удивительно правильной планировкой требовал тщательного многолетнего исследования с применением всех доступных на то время методов. Поспешные раскопки не позволяли спасти памятник даже для науки. В пределах зоны затопления были обнаружены десятки неисследованных археологических памятников других эпох – от каменного века до начала двадцатого столетия нашей эры. Эти памятники должны были уйти под воду вместе с Аркаимом.
Едва ли не впервые в отечественной истории, в практической плоскости, был поставлен вопрос: «Что важнее для страны: культурно-историческая ценность памятника древности или конкретная экономическая выгода?» К тому времени в стройку уже были вложены миллионы рублей, но приоритет был отдан Аркаиму. В апреле 1991 г. Советом Министров РСФСР было принято постановление о прекращении строительства гидроузла и о создании на территории Караганской долины историко-ландшафтного заповедника «Аркаим», площадью около 4 тыс. гектаров.
Что же такое Аркаим? В чём его уникальность? Почему туда едут и едут?
Вот что об Аркаиме рассказывает сам профессор Зданович Г.Б.:
– Более столетия археологи всего мира искали материальные свидетельства жизни одного из величайших индоевропейских народов, который назвал себя «Арья». Арии были создателями величайших духовных ценностей, определивших в значительной степени уровень современной культуры. Им принадлежат ранние пласты в знаменитых книгах – индийской «Ригведе» и иранской «Авесте». Последние археологические открытия позволяют связывать Южный Урал с легендарной прародиной ариев.
Аркаим – культурное и духовное пространство на Южном Урале.
На картах рубежа XIX-XX веков эта территория помечена как Аркаимская пустошь. В переводе с тюркского слово «Аркаим» означает «хребет, спина, основа». При желании в этом слове можно уловить и индоиранское «арка» – сущность воды и огня, и «Иимы» – имя древнейшего авестийского царя и культурного героя. «Арк» в переводе с персидского – «крепость», «цитадель».
Когда-то, в бронзовом веке около 4 тыс. лет назад, здесь кипела яркая самобытная жизнь. В центре долины, со всех сторон окружённой горными увалами, стоял поселок. Жители прятались за мощными оборонительными стенами, построенными из грунта и дерева. Крупные трапециевидные помещения располагались плотно друг к другу, словно спицы в колесе. В центре посёлка находилась площадь. Сохранились две кольцевые оборонительные стены, вписанные друг в друга.
Последние можно назвать протогородом, или ранним городом, поскольку здесь в том или ином виде представлены все формообразующие элементы настоящего города.
Дальнейшие исследования показали, что Аркаим не одинок, что он является составной частью значительного культурного пространства III-II тысячелетия до н.э. Благодаря аэрофотосъемке открыто более 20 городов подобного типа. Они протянулись вдоль восточного склона Уральского хребта на 400 км с севера на юг и на 150 км с запада на восток. Это пространство получило название «Страна городов».
Несмотря на многочисленность укреплённых центров, Аркаим остаётся единственным объектом своего рода. Его уникальность, безусловно, определена важной сакральной ролью, особым местом в религиозной жизни людей эпохи бронзы.
Жители Аркаима были, прежде всего, скотоводами, но они успешно занимались земледелием, варили металл, медь, обрабатывали кожу. На глиняной посуде сохранились отпечатки растительных и шерстяных тканей. Аркаимцы были замечательными гончарами. Сколько знаний, умений и чувства вложены в орнаменты – древнейшие геометрические смысловые знаки, которые предшествовали письменности!
Жители Аркаима успешно обрабатывали камень, из вулканических пород изготавливали молотки и наковальни для горячей и холодной обработки металлических изделий. Из кварцитов и базальта делали топоры, из кремня и яшмы изготавливали наконечники стрел и копий. Некоторые из этих предметов использовались в качестве давильных камней для получения божественного напитка.
Археологи, специалисты Челябинского государственного университета, очень бережно и кропотливо изучают древний город. Им удалось привлечь к работе замечательных учёных со всех уголков страны: ботаников, почвоведов, геологов, климатологов, специалистов в самых различных областях знаний.
Сегодня на базе музея-заповедника «Аркаим» создаётся научно-просветительский и культурно-образовательный центр. Какие знания, какие элементы миропонимания он может дать современному человеку?
Несмотря на то, что основные исследования впереди, спектр этих знаний уже сейчас огромен: он охватывает раннюю историю индоевропейских цивилизаций, её первые шаги, без понимания которых мы никогда не сможем понять сегодняшний мир. Он охватывает истоки современных мировых религий и проблемы взаимоотношений природы и человека наших дней.
Многочисленные археологические факты дают возможность воссоздать быт и мировоззрение древнего человека. Поскольку Аркаим и «Страна городов» связаны с конкретной группой индоевропейских племен – вероятно, это легендарные арии, – для исторических реконструкций вполне правомерно использовать данные современного языкознания и древнего мифотворчества.
В последнем случае речь идёт о глубинных пластах «Ригведы» и «Авесты». При этом мы не претендуем на всесторонний научный характер наших умопостроений. Но блестящий археологический материал «Страны городов» подвергает искушению заглянуть в духовный мир людей, создавших уникальную культуру на Южном Урале. Культуру, которая внесла колоссальный вклад в мировую человеческую цивилизацию.
Даже в самые древнейшие времена люди старались понять своё место на земле, т.е. воссоздать символическую картину мира. Мы можем образно сказать, что человечество началось не с изобретения каменного зубила, а с оформления мировоззрения, с осознания себя и себе подобных частью космического мировоззрения. И в древности, и сегодня человек не может жить без осознания картины мира. В этом психологическая предопределенность человеческого мышления.
Организующая сила картины мира огромна, и неважно, догадываемся об этом мы с вами или нет. Мышление древнего человека было очень конкретным. Картина мира, созданная им, распространялась не просто на абстрактную далёкую Вселенную. Она должна быть в виде реальной модели, построенной рядом, здесь же, и человек должен жить в этой Вселенной, в её космических кругах и квадратах. Все поселения аркаимского типа расположены как бы на островках. Во время весенних паводков почти все посёлки окружены водой и возвышаются среди бурной весенней стихии. Самые ранние поселки аркаимского типа имеют форму овала, вернее, яйца. Затем на основе овалов возникают круговые и квадратные фортификационные конструкции.
А теперь обратимся к мифологии. Согласно ведическому мифу, первоначально был Хаос. Какие-либо элементы Вселенной отсутствовали. Тогда не было ни сущего, ни не сущего, не было ни воздушного пространства, ни неба над ним. Тогда не было ни смерти, ни бессмертия. Без дуновения дышало Единое, и ничего, кроме него, не было.
Начало творения дали воды. И сгущение вод оформилось в яйцо. Оно около года бесприютно колыхалось на волнах. Затем яйцо раскололось на две половины – Небо и Землю.
Мы уже знаем с вами, что самой древней формой оборонительных укреплений в «Стране городов» был яйцевидный овал, затем формируются круги и квадраты. По индоевропейской мифологии круг соответствует небесному началу, квадрат – земному.
Итак, из яйца рождается Небо и Земля.
Интересно, что этот всеобщий миф о рождении космоса очень похож на ситуацию появления плода в утробе матери и рождения ребёнка. Многие специалисты-антропологи и историки культуры не исключают, что за этим всеобщим мифом стоит возможность древнего человека принимать своё раннее эмбриональное состояние до рождения. Среди тёмных вод рождается человек, среди вод рождается Вселенная. В окружении водных потоков люди строят свои Аркаимы, свои космические, земные миры.
Создавая свои города, люди бронзового века заново творили свою Вселенную. Это необходимый акт творения. Строительство Аркаима – это не только создание домов и оборонительных стен, это и особый ритуал. Строители должны были заново синтезировать космос, повторяя все этапы его становления. Нужно было повторить всё так, как было прежде, в некие мифические времена.
Для жителей Аркаима ведущим геометрическим символом были круги, за ними стояли космические сферы и женское начало. Круги опоясывали квадрат – её мужскую часть. План Аркаима очень похож на легендарную авестийскую Вару. Позднее, в будущем, она переросла в понятие «мандалы». Вара – это убежище, обитель праведников, она противостоит силам хаоса и смерти. Вару создал культурный герой ариев Имма по указанию самого Аура-Мазды (Ма – великий, здо – крыша, по-славянски небо, как и звезда – свет неба). По «Авесте», центральное место предназначалось для огня, ярко пылающего. В центре Аркаима сохранились следы от длительно горевшего костра. Безусловно, это площадь для молений. Жилища вокруг площади принадлежат особой группе людей: семьям, лучшим людям, откуда происходили жрецы и воины. Второй круг жилищ предназначался для семей свободных общинников. Скот содержался за пределами второго кольца оборонительных укреплений.
Интересно, что обычно во все времена загоны для скота сооружались в центре поселка, ведь в степи скот – главное богатство. Но на Аркаиме главным богатством был человек. Здесь всё создано только для человеческого бытия, духовного и физического комфорта человека.
Люди бронзового века, создавая круги и квадраты, моделируя Вселенную, заново проделывали то, что делал Имма. Несомненно, строитель Аркаима был участником ритуала. Он отождествлял себя с божественным персонажем основного мифа. Строители аркаимских оборонительных стен как бы заново выверяли структуру Вселенной и структуру общества, в котором они жили. На Аркаиме всё одухотворено: кажется, куда не опустишь лопату, везде миф. Аркаимцы тщательно берегли свои духовные ценности. Увы, сегодня мы не умеем делать этого.
Ещё один небольшой сюжет.
В аркаимских домах при раскопках всегда фиксируются колодцы. В каждом доме – по одному или даже по два. Почти вплотную к колодцам располагались печи. Мы первоначально не могли понять, зачем печи строились рядом со створом колодца. И вдруг заметили, что печи соединены специальными подземными каналами, это оказался поддув. Печи с такими поддувами содержали остатки металлургических плавок. Разница в температурных режимах и влажности создавала тягу и позволяла выплавлять медь из руды без использования специальных мехов. Это гениальное и предельно простое решение подачи воздуха в печь буквально поразило нас.
Но самое интересное открытие ждало нас на дне колодца. Здесь были найдены черепа коров и лошадей, копыта домашних животных. Всё было специально разложено вдоль стенок колодца и закреплено деревянными колышками. Безусловно, это были остатки жертвоприношений. Но кому? И черепа, и кости ног перед погружением в воду были тщательно обожжены. Всё это удивительным образом иллюстрирует знаменитый индоевропейский миф о рождении огня.
Бог Огня родился из Воды. Существует множество статей на эту тему. Миф не дает покоя специалистам. Ведь истинному мифу нужно верить, как самому себе.
Но вода и огонь исключают друг друга. Есть ещё важная деталь в основном мифе – бог Огня родился не просто из Воды, а из тёмной, таинственной Воды.
Так, в соответствии с нашими археологическими свидетельствами, бог Огня родился из подземных вод, из вод колодца. Колодец раздувает огонь до такой силы, что он может плавить металл. Темные воды колодца порождают бога Огня.
Значит, жертвы, положенные на дно колодца, предназначены совсем не воде, а богу Огня!
Аркаим позволяет создать вокруг себя многоплановые миры, соединяющие прошлое и настоящее. Совмещение времени и пространства в нашем сознании обеспечивает устойчивое существование каждой отдельной личности и обществу. Одним из таких миров является мир взаимоотношений человека и природы. Сегодня мы не можем похвастаться взаимопониманием культуры и окружающей среды.
Как обстояло дело в начале второго тысячелетия до нашей эры?
Культурный слой, скрытый на Аркаиме, значительно отличался от культурных слоёв в первобытных поселениях. Здесь нет обычных ям с кухонными отходами, нет мусорных свалок вообще. Создаётся впечатление, что даже после разрушения и тысяч лет забвения здесь царят чистота и порядок.
Вернёмся опять к «Авесте». В её гимнах провозглашается почитание всех вод, всех растений, в побегах и корнях, всей земли и всего неба. Жители «Страны городов» умели очень бережно и осторожно вписывать свои города в природный ландшафт.
Аркаимцы верили, что Вселенная сооружена из глины и дерева, и из этих же материалов они строили свои дома и города, моделируя Вселенную.
Для создания своих жилищ они вырывали котлован, а грунт, извлечённый из котлована, служил материалом для возведения стен и фортификационных построек. Простейшие расчёты показывают, что количество выбранного грунта и грунта, уходящего на строительство, фактически совпадает. А это означает, что и после прекращения своего существования поселение как бы возвращается в природную среду, не нарушая естественного ландшафта.
Вода, огонь, земля для аркаимца священны. Удивительно, что на Аркаиме в то время были канализация и очистные сооружения. В «Авесте» ярко демонстрируется мысль об отношении человека к природе:
«Прежде чем помыть грязную вещь в воде, подумай о чистоте воды!»
Аркаимец мог окунуть грязную вещь в чистую воду только после нескольких стадий предварительной очистки. И эти принципы взаимоотношений с окружающей средой родились у нас на Южном Урале 4 тыс. лет назад. Посмотрите сегодня на наши реки. Многие из них перегорожены бесконечным количеством плотин и превращены в грязные пруды. Мы перестали считать Землю своим домом!
Аркаимцы были огнепоклонниками. Возможно, начало второго тысячелетия и не было временем рождения самого пророка Зороастра, но всё равно на Аркаиме хорошо чувствуется среда, из которой возник зороастризм. Главной реформаторской идеей Зороастра было утверждение главного бога – Аура-Мазды – среди множества языческих богов.
Становление всех мировых религий так или иначе связано с зороастризмом. В поисках истоков современных и традиционных религий Аркаим посещают сегодня тысячи верующих и жаждущих обрести веру. Сюда приезжают религиозные деятели ислама, буддизма, христианства. Неоднократно бывали на аркаимской земле ректор Московского и проректор Волгоградского православных университетов. В мае 2005г. Аркаим посетил Президент РФ В.В.Путин.
Это очень важные моменты в становлении Аркаима как духовного центра. Игумен Иоанн Икононцев объяснял своё внимание к Аркаиму тем, что Аркаим помогает восстановить связь времён, обрести историческую и, прежде всего, духовную память. «Потерять память для человека, – говорит отец Иоанн, – это значит перестать существовать как личность, деградировать и пропасть исторически».
Ещё многие и многие мировоззренческие вопросы ставит Аркаим. Воссоздание культуры рубежа III-II тысячелетий до н.э. и её истоков – это нелёгкая, но благородная задача.
В прошлом обыкновенное представление о человеческом бытии, человеческой культуре вкладывалось в образ дерева, Древа Жизни, Мировое Дерево. В продолжение этого понятия можно сравнить отдельные культуры с древесными кольцами. Каждое последующее кольцо, кажется, нарастает самостоятельно, однако оно полностью зависит от жизнедеятельности других, всех колец и неважно, когда оформились эти кольца, 50 лет назад или 5 тысяч. Возродив одно из древних колец, насытив его дыханием ушедшей жизни, мы пропускаем по нему жизненные соки нашего времени, оздоравливая весь ствол, всё содержание сегодняшней культуры.
Снова над Аркаимской долиной встаёт солнце, как 4000 лет назад, и, вероятно, нельзя считать случайностью, что одна из древнейших мировых цивилизаций открылась нам в столь трудные для России годы. Открылась в центре страны, на изломе тысячелетий. Совсем не случайно Аркаим становится важным культурно-историческим и духовным явлением современности.
Сопоставляя находки учёных с текстами гимнов арийских «Вед», Г.Б.Зданович утверждает: «Да, “Страна городов” – страна ариев, но были они в Южноуралье недолго, по каким-то причинам они ушли на юг, в долгий поход на полуостров, на котором сегодня расположено государство их потомков – Индия».
«Страна городов», и Аркаим, в частности, хранят останки одной из древнейших цивилизаций человечества: оригинальные, ни на что не похожие сооружения, сложной и в тоже время простой конструкции, чёткая система коммуникаций. Поражает продуманность и совершенство архитектурных и инженерных решений, строительных технологий, высочайший уровень развития культуры древнего протогорода. И всё это было построено сразу, по единому замыслу, с четырьмя ориентирами по сторонам света, входами. Не случайно учёные проводят параллели между круговыми укреплениями Аркаима и городом легендарного царя Иммы, воспроизводящим модель Вселенной и описанным в «Авесте».
Сама геометрия построек «Страны городов» таит в себе множество загадок. Первоисследователи Аркаима Г.Б. Зданович и И.М.Батанина считают:
«Такая планировка близка принципу мандалы – одного из основных сакральных символов буддийской философии. Само слово «мандала» переводится с санскрита как «платформа мировоззрения». В «Ригведе», где оно впервые встречается, слово имеет множество значений: «колесо, страна, пространство, общество, собрание». С этим нельзя не согласиться, взглянув на снимки Аркаима, сделанные с высоты птичьего полёта. Мандала, как модель Вселенной, универсальна, причём Вселенная всякий раз моделируется, и изображение в плане с помощью круга, квадрата или их сочетания. Аналогичную форму имели поселения «Страны городов».
Такие простые геометрические фигуры позволяли человеку воплотить и передать зримо множество символов, повествующих о Вселенной и обществе, формах поведения, выразить своё понимание пространства и времени.
Как утверждает В.Т.Ковалева, доцент кафедры археологии Уральского государственного университета, в связи с Аркаимом можно по правде сказать, что «архитектура – один из важнейших способов коммуникации, связывающих людей через пространство и время; закодированная “летопись мира”».
А я вспоминаю фразу, сказанную будущим архитектором в Школе М.П.Щетинина: «Архитектура – это та же история, которая говорит тогда, когда уже молчат и летописи, и предания».
Древние жители Аркаима построили свой быт таким образом, что современная цивилизация не может приблизиться к их уровню отношения к окружающему миру. Аркаим и «Страна городов» – родина первых в мире колесниц, как утверждают археологи.
Много загадок хранит Аркаим.
Астроархеолог К.К.Быструшкин проводил исследования Аркаима как астрономической обсерватории. Он обнаружил сходство Аркаима со Стоунхенджем в Англии. Например, диаметр внутреннего круга поселения равен 43,2 м. Радиус кольца «лунок Обри» в Стоунхендже тоже 43,2 м. Оба расположены на одной широте, оба в центре чашеобразной долины. Аркаим, Стоунхендж и гора Кайлас в Тибете образуют равносторонний треугольник...
В раскопах Аркаима не нашли драгоценностей, шедевров древнего искусства, неизвестной письменности. Только черепки битой керамической посуды, кости домашних и диких животных, редкие каменные орудия и очень редкие - бронзовые. Но даже и этих обычных вещей на Аркаиме очень мало. Коллекция "артефактов" настолько бедна и невыразительна, что из нее не удается сделать приличествующую случаю музейную экспозицию.
Главной ценностью потревоженных руин была и, видимо, останется КОНСТРУКЦИЯ сооружения.
Исследование плана конструкции обнаружило в ней сложную и точную геометрию.
Пожар, положивший конец "живой" истории Аркаима, относится к числу наиболее интригующих загадок этого памятника. В нем не было бы ничего особенного, если б это было одно из тех стихийных бедствий, что не так уж редко даже в наши дни в одночасье уничтожают целые поселения, застигая, как всякая беда, жителей врасплох, погребая под дымящимися головешками накопленный десятилетиями скарб, домашних животных и даже самих хозяев, не сумевших вырваться из плена огня. Необычность аркаимского пожара в том, что он, судя по всему, не явился неожиданностью для жителей поселения; вполне вероятно, что сами же они его и сожгли. Ибо только этим можно объяснить тот факт, что в древнем пепелище отсутствуют какие-либо пригодные для обихода вещи: так - обломки, черепки. А уж о человеческих останках и речи нет – все ушли живыми, все ценное с собой унесли. Почему?
Но ни пожар, ни время не смогли уничтожить на Аркаиме "рельеф материка", осталась неизменной также и линия горизонта, удаленная от памятника на расстояние от полутора километров на западе до пяти на востоке. А на линии горизонта нами обнаружено не менее 38 объектов, которые по традиционной археологической классификации аттестуются нередко как "антропогенный объект неясного назначения", а для специалиста по астроархеологии и археогеодезии вполне очевидно, что мы здесь имеем дело с визирами, которыми пользовались древние наблюдатели светил.
Древний мир знал обсерватории особого рода – таких сейчас не строят. Их называют дневными астрономическими, или пригоризонтными, обсерваториями Солнца и полной Луны. Они не были оборудованы сложными приборами, которых тогда просто не существовало, однако на них тем не менее производились очень точные наблюдения; высока точность была отличительной чертой такого рода сооружений.
Невероятно высокий уровень астрономических познаний в глубокой древности снимает если не все, то многие из этих вопросов. Древние обсерватории были, и были результаты тончайших и длительных астрономических наблюдений. Есть смысл вспомнить, что в древнем Вавилоне могли точно рассчитывать затмения Солнца и расположение планет относительно друг друга.
В Шумере время обращения Луны было известно с точностью до 0,4 секунды. Продолжительность года, по их расчетам, составляла 365 дней 6 часов и 11 минут, что отличается от сегодняшних данных всего на 3 минуты. Шумерские астрономы знали о Плутоне – самой удаленной от нас планете Солнечной системы, открытой (выходит, не в первый раз) современными учеными только в 1930 году. Время обращения Плутона вокруг Солнца составляет, по сегодняшним данным, 90727 земных суток; в шумерских источниках фигурирует число 90720...
Астрономы народа майя исчисляли продолжительность лунного месяца с точностью до 0,0004 суток (34 секунды). Время обращения Земли вокруг Солнца у них равнялось 365,242129 суток. С помощью точнейших современных астрономических приборов это число уточнили: 365,242198 суток.
Примеры можно продолжать, и все они будут удивительными...
Объяснить, зачем и каким образом наши предки построили эти удивительные сооружения, трудно. Но игнорировать их нельзя.
Если внимательно посмотреть на скульптуру бронзового века «Человек, смотрящий в небо», оригинал которой находится в Кустанайском краеведческом музее, скульптуру, которая является «визитной карточкой» Аркаима, то найдём сходство с каменными изваяниями исчезнувшей цивилизации с острова Пасхи в восточной части Тихого океана.
Большая часть Челябинской области заражена радиацией, а на Аркаиме её нет, только естественный фон. В соседнем Оренбургском природном заповеднике насчитывается около 300 видов растений, на Аркаиме – более тысячи видов.
Учёные считают, что это следствие тектонического разлома: в ещё более древние времена на этом месте был вулкан. Но есть и другая версия. Это люди оставили нам такое чистое исцеляющее пространство; как место обитания или место захоронения святого излучает свет, так и Аркаим излучает эту благодать. И люди отовсюду едут и едут, и каждому он даёт утолить именно его «голод».
Сейчас остаётся определять по останкам и строить предположения: по символам, по предметам, сделанным древними ариями, по устройству их быта, по личным ощущениям – почему жители Аркаима предали всё огню и ушли в Индию, Китай, Иран и другие страны. Кто они были в действительности? Почему в центре Аркаима несколько столетий постоянно горел огонь? Рукописей и инструкций нам не оставили, и приходится искать похожее и сравнивать. Например, со Стоунхенджем, или Городом Солнца Томмазо Кампанеллы, или же с исчезнувшим градом Китежем.
Ищем в сохранившихся древних трактатах похожие упоминания: «Веды», «Авеста», а в древнеиндийском трактате «Артхашастра» описан идеальный, астрологически выверенный город, чувствуется, что они описывали реальные события и реальные города. Самое раннее изображение свастики – символа солнца, вращающегося как по часовой стрелке, так и в обратную сторону, было также обнаружено на Аркаиме. Оно найдено на керамической посуде, в самом плане городища также угадываются очертания свастики. Существует версия, что Гитлер хотел дойти до Урала, так как его целью был, главным образом, Аркаим. И свастику он взял символом фашизма по этой причине.
Также существует мнение, что Аркаим является родиной Заратустры – пророка и реформатора, составившего древнейшую часть «Авесты». У учёных есть на то веские основания. Предполагается, что похоронен Заратустра в окрестностях Аркаима. Кстати, место его захоронения археологи открыли за 15 лет до Аркаима. В древности был насыпан огромный курган, а на нём воздвигнут величественный мавзолей. Г.Б.Зданович говорит, что по форме и по содержанию найденных в нём предметов можно действительно предположить, что там захоронен Заратустра или равный по уровню и значимости человек.
Представители всех религиозных конфессий на Аркаиме чувствуют себя комфортно. Мне рассказывали старожилы Аркаима, как однажды мусульмане Челябинска были в Мекке, и им посоветовали заехать на Аркаим, найти мусульманские могилы и помолиться. Они приехали в октябре и босиком, в религиозных одеждах, пошли на могилки и долго молились.
Я впервые приехал на Аркаим в 1995г. Гуляя, случайно наткнулся на две заброшенные мусульманские могилки. Мне рядом с ними было спокойно. С тех пор каждый раз, когда я приезжаю на Аркаим, обязательно иду на своё любимое место.
Однажды, утомлённые долгой дорогой на гору Разума по знойной аркаимской степи, мы с друзьями зашли в дом к одной женщине, живущей на окраине посёлка, и попросили напиться. Пока пили воду, я спросил у женщины:
– Скажите, пожалуйста, Вы что-нибудь помните о тех временах, когда Аркаим не был всемирно известен; чем для вас он был?
– Да мы и сейчас-то мало что знаем о нём. Единственное, что помню – мама моя ходила исцеляться к мусульманским могилкам.
– А чьи они, кто похоронен в них?
– Не знаю, мама мне ничего не рассказывала, просто ходила туда.
А один житель села Александровка, родившийся в этом селе, говорил, что Аркаимом называлась нынешняя гора Шаманка, а за ней действительно было мусульманское кладбище.
Есть и другой Аркаим – мистический. Эта сторона Аркаима привлекает больше всего посетителей. Едут подзаряжаться экстрасенсы, колдуны, маги, шаманы, полупросветлённые и полупосвящённые, и старающиеся походить на них. Им «археологический» Аркаим не интересен. Глядя на них, едут просто любопытные, они понять не могут, ради чего люди сюда едут, смотреть практически нечего. Степь да степь кругом и несколько сопок, да ещё запрещают грибы и ягоды собирать, по степи гулять.
Музейных экспонатов с каждым годом становиться меньше, их пытаются заменить минералами, привезёнными из Челябинска и прочими сувенирами, которые нам предлагаются в тридорога.
Как археологи пытаются воссоздать картину прошлого, так ясно и не очень видящие и чувствующие пытаются нам рассказать свою версию, своё «видение» Аркаима. По их версии, это город жрецов, и сами они в прошлом здесь жили: на горе Любви «учились любить», на Шаманке проводили ритуалы и обряды. Больше того, они пытаются нас учить, заставляют что-то делать на Аркаиме. Как они считают, это нам поможет, мы станем такими же, как древние арии. Берут за основу элементы духовных практик, где-то что-то прочитали, где-то что-то услышали, перемешивают всё это, провозглашают себя основателями «школ Аркаима», «университетов», «академий», с посвящениями и инициациями, пишут книги...
То же самое происходит, кстати, и с Дольменами. Нам пытаются навязать свою интерпретацию, своё видение и технологию работы с Дольменами «патентованные друзья Мегре и Анастасии». Не осознавая главного – научись молчать, и ты услышишь Дольмен, Аркаим и любое другое священное для тебя место. Просто нужно научится быть Здесь и Сейчас, тогда будем Всегда и Везде. А для начала советую просто посетить эти места. Пусть на поверхности сознания будем слышать рассказы, инструкции, названия и т.д, но чем глубже в себя будем погружаться, тем тише и дальше будут эти посторонние голоса. И настанет мгновение, когда услышим очень тихий «голос». Но не бросайтесь писать книги и откровения - это будет ваше личное, сокровенное. Сберегите эту внутреннюю тишину и священный дар Дольмена, Аркаима, другого святого для вас места...
Прежде чем высказываться на какую бы то ни было тему, необходимо понять, что внутри нас толкает поступать тем или иным образом.
Когда мы приезжаем на Аркаим и попадаем под влияние таких лжеучителей, то на нас воздействует уже не Аркаим, а энергия того, кому мы доверились. Это всё равно, что придти в Храм под руководством доморощенного гуру и делать то, что он говорит. И другой вариант – идти в Храм, чтоб прийти к Богу, к Истине, и довериться тому пространству и позволить ему тебя исцелить.
Почему-то так происходит, что в первую очередь духовный голод удовлетворяют шарлатаны, которые сообразили, что можно на этом заработать, интерпретируя духовные знания, не приобретя свой собственный личный опыт в постижении Истины. Не Мастера, а говорящие о мастерстве пытаются нас привести к истине. Кто-то это понимает после нескольких «посвящений», а кто-то принимает за «чистую монету» и гордится этим.
Как видим, Аркаим бывает разным, и мы с вами разные, и с разными намерениями приезжаем на Аркаим.
Многие возмущаются, что на Аркаиме за всё нужно платить. Почему-то мы привыкли к потребительству, тем более, если это связано с духовностью. Многие приезжают на Аркаим, чтоб что-то получить: откровений, здоровья, мистического опыта. Но прежде, чем что-то получать, необходимо что-то отдать. Это закон Вселенной: «отток контролирует приток». Мы не можем сделать вдох чистого воздуха, пока не выдохнем старый. Вспомним сказки, где почему-то жертвовали самым дорогим – порой красивыми девушками, а не бабушками. Девушка-красавица – это символ самого дорогого.
Неужели наши пращуры были глупыми и наивными? А ведь они нам оставили Аркаим, это удивительное наследие. И до сих пор мы чувствуем их присутствие. Ведь что-то нас туда впечёт. И кто мы, приезжающие в это пространство?
Уникальное место, мировая известность. Живёт, а вернее, выживает Аркаим, в том числе, и на наши денежки. Значит, мы вносим свой посильный вклад в сохранение Аркаима. Поэтому необходимо платить.
Будет лучше, если приезжающие плату трансформируют в пожертвование. Это означает принять участие в благих делах. Оплата и жертва – принципиально различные действия, приносящие качественно различные результаты. Хотя внешне выглядят одинаково. Платит эго, личность, ей всегда жалко. Жертвует Дух – когда берёшь у себя часть нужного себе же и отдаёшь другой части себя или кому-то, кому это нужнее. Пусть лучше мы будем копить наши денежки и потратим их здесь, на Аркаиме, для нашего собственного же здоровья физического, эмоционального или духовного. Тогда мы будем приезжать реже, но с большей пользой для нас и Аркаима.
Сейчас на Аркаиме гора Шаманка, гора Любви или Солнечная пестрят от верёвочек, ленточек, платочков, бинтов, туалетной бумаги, пакетов, даже презервативов, завязанных на камнях, кустиках, веточках.
Помню в районе Геленджика, у дольменов, также вязали на большой берёзе у кого что было под рукой, и красивое дерево засохло.
Слава Богу, «почитатели» Аркаима не добрались пока до берёзовой рощи.
Представим на минуту, что обслуживающий персонал покинул Аркаим. За лето как минимум 20 тыс. человек приезжают, они всё вытопчут и загадят на всех уровнях. И то, что хранилось 4 тыс. лет, просто перестанет существовать. Также, как в чистый и ухоженный дом приедут гости, выставят хозяев - мол, не мешайте, мы знаем, что делать, - и начнут всё делать по-своему. Тут же приезжают другие «доделывать» по-своему, и пошло - поехало. В итоге - развалины. И всё с благими намерениями.
Если бы не истинные хранители, для которых Аркаим действительно святое место, то шансов у Аркаима выжить совсем бы не было.
Попробуем посмотреть на ритуал завязывания с другой стороны.
Человек, что-либо завязывая, вкладывает в это действо свою мысль, своё пожелание. Оно имеет свою энергетику, свою частоту, вибрацию и живёт определённое время в зависимости от силы мысли. Покуда приезжающих с каждым годом становится больше, то и концентрация такого рода энергий не уменьшается. К тому же приезжают на Аркаим сбрасывать свой негатив и заряжаться положительной энергией большое количество людей. Куда бы мы её ни сбрасывали, хоть в центр Земли, и ни заряжались от Аркаима, как от аккумулятора, это не приведёт к нашему совершенству и духовному росту. Этот путь я считаю тупиковым, и он ведёт к разрушению Аркаима, так как мы его превращаем, по сути, в отхожее место.
Аркаим, я думаю, как и любое другое сакральное место, способствует человеку в самом себе преобразовывать невежество в мудрость, болезнь в здоровье, отчаянье в веру, ненависть в любовь и ещё, ещё, ещё... Но лишь сам человек в союзе с Богом способен поднять себя, и никто другой за него этого не в состоянии сделать. В старину на Руси сор из избы не выметали, а в печи сжигали.
«Природа – это живой организм, частью которого мы являемся. Каждый человек – клеточка, расположенная в каком-то месте безграничного космического организма, который её питает, поддерживает, даёт ей жизнь...
А жить в гармонии с природой – это принимать все меры предосторожности, чтобы производить поменьше грязи, и работать над тем, чтобы заполнять пространство чистыми, светлыми, благотворными мыслями... Но где те просвещённые существа, которые бы хотели выполнять такую работу? Их не так много: каждый занят своими делами и старается в них преуспеть любой ценой, пробивая себе дорогу локтями, когтями, кулаками и копытами. Но как дорого обходится человечеству такое поведение!..» – говорил М.Айванхов.
Я стараюсь приезжать на Аркаим или весной, до официального открытия, или осенью, после закрытия туристического сезона, когда на Аркаиме мало гостей. Тогда «слышно» Аркаим, но слушать его нужно сердцем, душой – тогда есть шанс услышать голос веков и тысячелетий, услышать Голос Безмолвия. Необходимо научиться молчать.
Сейчас слово «Аркаим» для кого-то священно, а для кого-то просто брэнд: в Санкт-Петербурге есть ресторан «Аркаим», в Сургуте кафе «Аркаим», в Подмосковье издают газету «Аркаим», а кто-то уже и водку выпускает с алогичным названием. Разные люди по-разному относятся к этому слову.
Ситуация изменится, когда мы будем приезжать на Аркаим, как действительно на святую землю, и относиться к нему соответственно.
М.П. Щетинин также приезжал на Аркаим со своими учениками. Это было в 1993 году.
Г.Б.Зданович находился на раскопках, ему сообщили, что приехал Щетинин. Издалека Геннадий Борисович увидел, как группа детей поднимается на Шаманку. Быстрым шагом решил их догнать и не придал значения тому, что 50 пар обуви стоят у подножия сопки. Когда поднялся, то увидел, что дети и их Учитель стоят босиком, он один – обутый. При встрече в Школе Геннадий Борисович вспомнил ту первую встречу. На что Михаил Петрович ответил:
– Нам приятно было постоять босиком на святой земле!
Возможно, при таком отношении сотрудники Аркаима перестанут крутить пальцем у виска, называть придурками приезжающих и матом указывать, что делать и куда идти. Должны прийти действительно преданные Аркаиму сотрудники, которые будут не на свою «зарплату» использовать наши пожертвования, а развивать Аркаим. За 10 лет там практически ничего не изменилось. Появились только частные коммерческие киоски, столовая, бар, не трудно догадаться, кому они принадлежат и куда направляется прибыль. Аркаим постепенно превращается в пивнушку и это кому то выгодно.
Направляясь к Казачьей усадьбе, нас сопровождают железные руки, торчащие из земли. Сотрудники говорят, что это работа голландского художника установлена по приказу Здановича.
Трудно назвать это убожество произведением искусства ещё труднее понять такие решение руководсва Аркаима.
Не думаю, что такого рода привнесения помогут нам лучше узнать нашу историю и самих себя.
Бережное отношение к Аркаиму просто необходимо. Взмах крыла бабочки отражается во Вселенной, не говоря уже о наших мыслях и поступках в сакральных местах.
Помню, раньше на горе Шаманке просто горел костёр днем и ночью. Можно было в любое время суток, взяв немного дров для костра, посидеть, помолчать под звездами. Сейчас ночью лучше не подниматься – большой риск покалечиться. Смотря на фигуры из камней вспоминается старая притча.
«Однажды у одного старика сдох осёл. Они всю жизнь прожили вместе и статик настолько привязался к ослу, что целыми днями оплакивал оспа у могилы. Люди, проходившие мимо, видели у могилы старика в глубоком горе. "Наверно оплакивает своего учителя!" - думали они и стали молиться вместе с ним. Стали приходить и молиться другие люди. Со временем на этом месте построили храм и оно стало священным для многих людей...»
Так и со спиралями из камней на Шаманке. Всё больше и больше людей ходят по спирали в надежде на светлое будущее. А лет через пятьдесят будут думать, что это наследие древних ариев.
Грустно видеть всё новые и новые привнесения, разрушающие сакральный Аркаим.
У меня невольно возникает аналогия Аркаима со Школой в Текосе.
Я не думаю, что аркаимцы построили свой астрологически выверенный город и жили под одной крышей из-за страха. Их объединяло нечто другое – духовное начало. Налицо первый известный нам опыт соборного мышления – всё делать сообща, «всем миром», жить в гармонии с окружающим миром – как с миром природы, так и со всей Вселенной.
Глубокие знания законов мироздания, высочайшая культура Духа позволили создать и организовать быт на самом высоком уровне. И как следствие – исцеляющее пространство. Аркаим действительно исцеляет. Можно, конечно, этот факт отнести к отсутствию заводов. Чистый степной воздух, травы, родники – всё это исцеляет человека. Но степь большая, а нас тянет почему-то на Аркаим. У кого-то появляется сонливость, у кого-то – бурный восторг, а порой обиды и злость – всё, что было скрыто внутри, выходит на поверхность. Как чистая вода, налитая в стакан, поднимает на поверхность мусор.
Уникальность Школы в Текосе в этом же – в соборности мышления, когда всё делается сообща, по единому замыслу, быстро и красиво, природосообразно, с удивительной любовью к природе.
Что бы Вы сделали с деревом, которое растёт на месте будущего дома?
Конечно, выкорчевали с корнем, чтобы подготовить место, нулевой цикл.
А в Школе, строя терем, сохраняют дерево. Ствол находится внутри помещения и красиво вписывается в интерьер. Строится мост через овраг – сохраняется дерево, и оно красиво смотрится в центре моста. Строится площадка для репетиций по хореографии и общих сборов – все деревья сохраняются.
И эту красоту, это отношение, эту любовь к природе дети переносят в свой быт, в свою жизнь, в своё познание. Они объединяют все изучаемые предметы, вернее, в них видят точки соприкосновения. И огромная ответственность перед страной, будущим. Огромное желание сотворить, сохранить и передать всё это будущим поколениям. В Школе уважительно относятся к огню: сборы у костра, уроки у камина, беседы у живого огня. И потому пространство в Школе мне напоминает пространство Аркаима, оно также способно исцелять, давать пищу для размышлений, а порой возникает сонливость, а у кого-то агрессия и непонимание, возмущение и прочий негатив, но он выходит наружу, чтоб дать место свету и чистоте.
Часто такие места называют местами Силы. Есть места, формируемые самой природой-матушкой, есть места, сотворённые людьми и даже одним человеком, например Троице-Сергиева Лавра. Такие места называют «намолёнными». Существуют места силы, формируемые минералами, находящимися в земле. Есть места силы, формируемые деревьями. Как, например, в Ханты-Мансийске растёт могучий кедр. Местные жители его называют «Поющим кедром». Люди вокруг него создали национальный парк «Турум Маа», в котором воспроизвели постройки, жилища народов Севера. И к Поющему кедру постоянно идут люди. Он стал одной из главных достопримечательностей Ханты-Мансийска. Мне также комфортно у этого кедра, как на Аркаиме и в Школе будущего.
Существует незримая связь Аркаима и Школы в Текосе.
Снова и снова вспоминаю слова Г.Б.Здановича, сказанные в интервью журналу «Новый Акрополь»: «Я всё чаще прихожу к убеждению, что можно работать только на стыке дисциплин. Ведь сейчас разделяется всё: букашки, таракашки, ботаника, звёзды – всё. Понимаете? Человек сегодня ничего не знает, знает только специалист. Но и специалист сегодня знает только свою область. Наука вообще отдалена от человека. Для энергетиков – атомная энергетика, для археологов – археология. Да, это был необходимый этап разделения. Но такая наука, работающая сама для себя, исчерпала свои возможности. Нужна другая наука. Нужны грандиозные умы, которые объединили бы все те знания, которые сейчас накоплены».
Такие умы есть, и такая наука есть. Хочется сказать Геннадию Борисовичу:
«Вы же были в Школе, всё видели своими глазами. Вам стыдно принимать на Аркаиме иностранные делегации: их размещать негде. А детям в Текосе не стыдно приглашать хоть Президента в любое время. Они «заборы не красят» перед приездом начальства».
Их также никто не финансирует. На Аркаиме музей строили пьяные строители. Однажды меня поселили в вагончик, где они жили. Мужики две недели «не просыхали», изнывая от безделья. И посмотрите, что и как строят дети. Разница есть?
Вы, Геннадий Борисович, во многом похожи с Михаилом Петровичем. Оба находитесь на «передовой» науки. Оба находитесь на стыке многих наук. Щетинин занимается комплексным обучением и воспитанием детей, Вы – комплексным изучением Аркаима. Оба изучаете историю и с уважением к ней относитесь.
Вы открыли Аркаим, открыли следы древней, очень мудрой цивилизации. Наша задача – сохранить это богатство. Мы же с вами мечтали, чтоб на Аркаиме была выездная школа юных археологов, историков, ботаников. Почему Вам не обратиться к Щетинину с предложением сотрудничества? Разработать совместную программу развития и изучения Аркаима – не коммерческую, где денежки идут обслуживающему персоналу, вернее, «начальству», а ту программу, о которой мечтали Вы? Дети построят прекрасные терема для гостей и для туристов, а Вы будете с ними делиться своим богатым опытом и знаниями по археологии и истории, и не стыдно будет приглашать гостей любого ранга. Дети будут строить всё бесплатно.
И постепенно начнет формироваться новое экологическое мышление. Тогда Вас миллионы людей благословят на это грандиозное дело. И Бог даст всё необходимое для осуществления этого замысла. Миром возродим Аркаим, дадим ему возможность открыть его истинные знания!
А пока стыдно и больно за то, что происходит на Аркаиме.
Аркаим сложнее нас, и наша задача - подниматься к его вершинам, не разрушая непонятное и не понятое.
Давайте вместе подумаем о чистоте Аркаима и поможем сохранить его нашим потомкам. Как древние Арии сохранили его для нас!
И Бог сказал: «Нет»
Я попросил Бога забрать мою гордыню,
и Бог сказал мне: «Нет». Он сказал, что гордыню
не забирают, от нее отказываются.
Я попросил Бога вылечить мою прикованную к постели дочь,
и Бог сказал мне: «Нет». Он сказал, что её
душа в сохранности, а тело всё равно умрёт.
Я попросил Бога даровать мне терпение,
и Бог сказал мне: «Нет». Он сказал, что
терпение появляется в результате испытаний.
Его не дают, а заслуживают.
Я попросил Бога подарить мне счастье, и Бог сказал: «Нет».
Он сказал, что даёт благословения,
а буду ли я счастлив, зависит от меня.
Я попросил Бога уберечь меня от боли, и Бог сказал: «Нет».
Он сказал, что страдания отдаляют человека
от мирских забот и приближают к Нему.
Я попросил Бога, чтобы мой дух рос, и Бог сказал: «Нет».
Он сказал, что дух должен вырасти сам.
Я попросил Бога помочь мне любить других также,
как Он любит меня, и Бог сказал:
«Наконец-то, ты понял, о чём надо просить».
Я просил сил, и Бог послал мне испытания,
чтобы закалить меня.
Я попросил мудрости, и Бог послал мне проблемы,
над которыми нужно ломать голову.
Я попросил мужества, и Бог послал мне опасности.
Я попросил любви, и Бог послал мне
несчастных, нуждающихся в моей помощи.
Я попросил благ, И Бог дал мне возможности.
Я не получил ничего из того, что просил.
Я получил всё, что мне было нужно.
Бог внял моим молитвам.