КТО ЖЕ ОН?
Порождает, но не обладает.
Действует, не имея воздаяния,
Достигает совершенства,
Не считая это успехом,
Он не стремится к успеху.
И тот не покидает его.
Прошло семь лет со дня моего знакомства с М.П.Щетининым и его Школой. За это время я познакомился со многими детьми, сотрудниками, но они меня не перестают удивлять и восхищать.
Настоящее – плод прошлого и семя будущего.
Кем же он был в прошлом, что делал, о чём думал?
Кто же он?
Почему мы встретились?
Чему я должен научиться?
Слушая Михаила Петровича, вспоминая его беседы, беседы с сотрудниками и детьми, я стал понимать и чувствовать что, находясь в Школе, я должен быть максимально внимателен и осознан. Но этому мешают мои стереотипы и предубеждения. Школа, затем институт, да и сама жизнь учили меня не так и не этому. Прошлые знания во мне защищают свою правоту.
Я стал понимать, что нужно вернуться к исходному состоянию, вернуться к себе.
Чтобы понять суть этой Школы, мне придётся многое переосмыслить. Через увиденное, услышанное и пережитое у меня стали появляться проблески Образа Школы будущего.
Какие-то моменты, увиденные в Школе, мне непонятны до сих пор и вызывают недоумение.
Например, однажды один парень признался, что не может освоить математику. На что Михаил Петрович ему сказал:
– Ты готов за двадцать четыре часа взять курс всей математики, но чтобы это было для тебя как водопад ледяной воды? Сейчас я познакомлю тебя с человеком, который поможет тебе в этом!
Подумав, парень согласился. В этот момент в кабинет вошла девушка, точно помню, что её Щетинин специально не приглашал.
– Вот она тебе поможет с математикой. Через двадцать четыре часа ты мне докладываешь о результатах!!?
Михаил Петрович может беседовать со мной в кабинете, выйдя на минутку поговорить по телефону, через какое-то время он уже с кем-то беседует на танцплощадке...
В один из приездов в Школу Михаил Петрович обнял меня, поздоровавшись, провёл в кабинет. Внимательно посмотрел на меня и сказал:
– Что-то с Вами не то, отправляйтесь на море, через три дня приходите!
Поначалу меня это сильно удивляло. Есть вещи, которые меня удивляют.
Однажды в разговоре Вика сказала фразу:
– «В школе не должно быть учебников!»
Сразу у неё не удалось прояснить смысл этой фразы. Дети в Школе не просто заняты все 24 часа в сутки, они, как пчёлки, находятся в постоянном движении, подчинённом очень большому замыслу. И порой могут уделить общению несколько минут, как бы им ни хотелось пообщаться.
«В школе не должно быть учебников!»
Что хотела мне сказать 13-летняя девочка? Я учился по учебникам, она сама учится по учебникам, и все дети в школе учатся по учебникам.
Когда над чем-то думаешь, то рано или поздно всё равно приходит ответ. В данном случае ответ пришёл через самого Щетинина. В одной статье он делится мыслями по этому поводу:
«По моему представлению, – быть может, для современного учителя оно покажется смешным, – вообще учить детей не надо. Говорят же, «не учи меня жить».
Никто не учит зерно пшеницы, как строить колос, неужели мы, люди, более примитивные начала, чем семя пшеницы?
Никто не учит маленькую букашку, там нет учебного процесса, нет завуча, директора, министра просвещения, не создаются издательства, учебники. А что же там есть? А там как раз есть та самая родовая память.
В нашей родовой памяти, по моему представлению, записана вся информация обо всём Космосе, к которому мы исстари были приписаны, и теперь только память о нём, обустройстве его, о законах движения в нём, о том, как жить в этой системе.
Поэтому вся познавательная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы ребёнок не готовился жить, а жил. Лёгкие не готовятся дышать, они дышат. Дети не должны готовиться жить, они должны жить здесь и сейчас. Родовая память содержит самую качественную информацию о различных способах жизни в этом безмерном мире. Поэтому единственное, в чём мы можем ребёнку помочь – реализовать себя, со всей его безмерностью, в этом текущем времени, найти язык и способы, как эту безмерность, свой космизм, проявить сегодня как вечность.
Они реально создают учебные пособия и учебники. Мы их не делаем как учебники для всей России, мы эти учебники используем как систему роста самих ребят, потому что в будущих школах России учебники будут делать сами учащиеся и учителя. Так что наша школа - это и учителя, и ученики, и все они - исследователи».
Вот, оказывается, в чём дело – создавать учебник как процесс своего развития и способ передачи знаний конкретному человеку, которого ты знаешь и с которым установил отношения.
Как в древние времена целитель, общаясь с пациентом, видел и чувствовал человека очень глубоко, видел не только историю болезни, её первопричину, её корни, но и видел путь исцеления. От тех времён осталось выражение «заглянуть в душу». Он видел душу человека своим духовным видением. Затем шёл в лес, в горы, собирал травы, предназначенные конкретному человеку. Он также видел и чувствовал эти травы, знал их свойства, их душу. В молитвах их готовил, опять же конкретному человеку. И, естественно, записывал рецепт.
Спустя тысячелетия люди находят эти рецепты и по ним создают лекарства для миллионов людей, используя современные технологии. Не учитывая самого главного – Человека. По-моему, то же самое происходит и со школьными учебниками.
...На площадке стоят ульи, жужжат пчёлы. Смотрю, рядом с ульями сидят ребята, используя ульи как столы, каждый занят своим делом.
– А вы пчёл не боитесь? – полюбопытствовал я.
– А мы им не мешаем, – улыбнувшись, ответили ребята.
Через несколько часов там уже образовался круг учащихся, к ним присоединился Щетинин, и пчёлы стали частью этого круга. Они общались около двух часов.
Через какое-то время сформировался новый круг ребят, и к ним присоединился Михаил Петрович.
Разговор был мужской. Парни живут по-военному: по взводам, по экипажам. У каждого экипажа своё имя: экипаж имени Жукова Г.К. или экипаж имени Нахимова П.С.
Ребятам нужно было переформироваться. Естественно, многие «притёрлись» друг к другу, привыкли жить в одной комнате. Нежелание переезжать ребята объясняли тем, что данным составом они лучше будут постигать знания.
Михаил Петрович внимательно выслушал ребят.
– Какие ещё проблемы, и вообще, в чём проблема, ребята? Вы же мужчины, а там, где мужчина – там нет проблем!
Мужчины вы! Многое можете сделать, если вы мужчины! Мужчина – это дух, устремлённый в будущее. Чтобы многое сделать, перестаньте быть маленькими сразу. Огромная ответственность – быть мужчиной. Все события вашей жизни – защита мамы, брата, сестры, семьи, всего вашего Рода,Родины, – причём такая, чтобы всё сразу и на высшем уровне. Значит, нужно быть всё время в состоянии чувства Всего, постоянно Всё чувствовать, не отвлекаться, быть всё время включенными во Всё, быть в состоянии связи. Не играйте в маленького человека.
У горцев понятие «мужчина» – это звание, высшее звание – Мужчина! Не дай Бог тебе скажут, что ты не мужчина. Всё – это смерть, это приговор. А Мужчина – это звание! Мужчина – значит, тебя не ранит никто, ни одна пуля тебя не тронет, если ты Мужчина!
Хотите быть сильными? Если хотите, вы – Мужчины! Если хотите быть слабыми – то не Мужчины, вам никто не поможет. А сильным может быть только всемогущий. А всемогущий тот, кто всё может. А может тот, кто ВО ВСЁМ сам ЕСТЬ. ОН САМ – ВСЁ. Он вспомнил, что воля Творца - его воля.
Вам уже много лет! Очень много! Вы меня слышите? Спасибо! Держите себя!
В чём сила младшего? – Он Вершина Рода! В чём слабость младшего? Если ты вершина Рода – ты Вершина. А если нет Рода, то ты уже не Вершина.
Всё время находитесь на пике, ощущайте бесконечность, не признавайте в себе маленького. Каждый из вас – Вершина Рода, Пик его, самое высшее достижение Рода! Всё в вас вложено, весь Род в вас всё вложил. Отвечайте за всё и за всех. Набирайте ответственность сразу. Пока ваши сверстники загорают – вы набирайте!
Мужчина один раз услышит – тут же действует!
Надо стать РУССКИМИ.
Р – Вселенский Огонь,
У– Вершина Вселенского Огня,
С – соединяющее Небесное и Земное,
С – соединяющее Земное и Небесное,
КИЙ – энергия, которая распространяется во всю Вселенную.
РУССКИЙ!
Вы корни имеете во Всём. Вы и Мир – одно. В вас вся сила. Вы взят свою огромную силу и привезли в Текос!
Если Господь дал жизнь, значит, Он дал вам Дар. Это ваш Дар. А если Дар не трогаешь, то ты безДАРный, у тебя плохо будет получаться.
И чем дальше вы будете уходить от дня вашего рождения, тем труднее будет вам!
Вы меня слышите? Гены работают, там записано – оказывай содействие каждому, по совести, по духу. Вы творцы, вас Господь ведёт! А мы его чувствуем Совестью. Это и есть Господь в нас. Везде поступайте по Совести.
Всё время слушайте. Всё слушайте! Прежде чем что-то сказать, хорошо почувствуйте – попадаешь в общий процесс или нет. Всегда работайте во Вселенной, работайте во Всём, Здесь и Сейчас, Всегда и Везде.
Когда хорошо на душе - мысль хорошая, нехорошо на душе - ту мысль на преображение. Если произносите слово и на душе муторно - мысль на преображение.
И тут Михаил Петрович командирским голосом:
– В одну шеренгу становись!
– На первый-второй рассчитайся!
– Первые номера – шаг вперед! Шагом марш в круг!
– Вторые номера – шагом марш в круг!
В автобусе стоит женщина – мужчина уступает место. Ты любишь горячую кашу – на, пожалуйста, я поем холодную. Мужская энергия – это энергия Вселенной, она всё приводит в Гармонию. Мужчина не создает проблем. Он их устраняет. Вам в армии служить, Родину защищать. Один пойдёт на флот, другой в авиацию, третий в ракетные войска – и везде вам нужно будет уметь устранять проблемы. Я за это отвечаю.
– Вот когда нужно слабого защищать, нейтрализовать агрессию, Родину защищать – вот тогда нужно проявлять твёрдость Духа, Мужество, Волю! Мы же мужчины!
Вы всё поняли? Спасибо Вам!
Пошли жить!
Я стоял в стороне, в очередной раз восхищённый услышанным и увиденным.
Как будто это мне говорилось:
– Там, где мужчина, – там нет проблем!
Я подошёл к костру, который горит с раннего утра до позднего вечера, в голове масса впечатлений, информации. Костёр маленький, уютный. Огонь помогал осознавать увиденное и услышанное.
Завершив беседу с группой учеников, Михаил Петрович направился к гостям, терпеливо ожидавшим встречи. По себе знаю, порой приходится ждать достаточно долго, и не потому, что он не хочет с вами встречаться, просто дети для него на первом месте. Он сразу везде и всегда с детьми, даже когда встречается с гостями или решает повседневные вопросы. Он видит и чувствует каждого ребёнка.
Вокруг костра засуетились дети, стали собираться в круг. Я отошёл и сел в сторонку, решил не мешать им. А они почему-то собрались в круг рядом со мной. Через несколько минут Михаил Петрович садится в круг:
– Я с вами хочу поговорить о жевательной резинке. Сейчас к нам приехало много новеньких, и они оставляют её в столовой, в жилых комнатах, приклеивая к столам, стульям. Они не понимают, что в первую очередь причиняют вред себе.
Во-первых, в ней могут быть канцерогены, различные заменители, которые пагубно сказываются на здоровье. Учёные предупреждают об этом. Лучше лишний раз не полениться зубы почистить.
Во-вторых, начинает работать желудок, а пищи не поступает. Желудок готовится переваривать пищу, в которой содержится информация всей Вселенной, энергия всех стихий, он работает, ничего не получая. Получается обман, а обманывать каждую клеточку, каждый атом, за которые мы в ответе, нельзя. Мы в ответе ещё и за свою внутреннюю Вселенную. В результате этого обмана возникают болезни. Зачем себя обманывать? Они пока этого не осознают, помогите им!
Пошли жить!
Один круг заканчивается, через несколько минут – точно пчелки – слетаются в новый круг новые ученики. И так весь день.
...Уже вечер, Щетинин всё ещё с детьми, они подходят и подходят к нему. Вместе разглядывают распустившиеся цветы, нюхают их, не срывая. В уме всплыли из памяти чьи-то стихи:
В одном мгновенье видеть вечность.
Огромный мир – в зерне песка.
В едином миге – бесконечность
И небо – в чашечке цветка!
– Смотрите, радуга! – с нескрываемым детским восторгом говорит Михаил Петрович.
– Да вон же она, видите? Смотрите, какая красота!
Вместе с детьми и их Учителем, задрав голову, я стал рассматривать то ли разноцветный закат, то ли необычную радугу, радуясь вместе с ними непонятно чему.
«Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в царство Небесное», –говорил Иисус.
Когда говорят о противостоянии Школы в Текосе с Министерством образования и науки или с кем-то из чиновников, то это выражение некорректно. Это всё равно, что сказать: солнце противостоит облакам или тучам. Или цветок борется с землёй, из которой растёт. Солнце просто светит, а цветочек тянется вверх к солнышку. Дети вообще никому не противостоят, они живут и постигают жизнь в её многообразии и желают что бы мы, взрослые помогали, а не мешали им в этом.
Однажды в Школу приехала группа иностранцев, по-моему, из Чехии. Они неплохо говорили по-русски и просили разрешения у Михаила Петровича поработать вместе с детьми на стройке. М.П. Щетинин поинтересовался, где они остановились, нужна ли машина или другая помощь. Молодой человек, прощаясь, спросил: «А завтра Вы будете здесь?»
Улыбнувшись, Михаил Петрович ответил:
– Я буду здесь вечно!
Не зная законов Вселенной, мы изобретаем свои, искусственные, удобные нам. К сожалению, это происходит и с образованием. Как, например, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ Виктор Болотов улучшает систему сдачи единого госэкзамена тем, что «варианты заданий по всем предметам составят для каждого часового пояса, чтобы выпускники, скажем, Калининградской области не смогли подготовиться к заданиям, которые уже решали ребята на Камчатке». (Комсомольская правда от 14 октября 2004 г.).
«Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерёт от старого, и дыра будет ещё хуже. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино порвёт мехи и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые». От Марка 2, 21-22.
История человечества показывает, что сначала всё новое в любой области отвергается, затем допускается, только потом принимается как само собой разумеющееся.
«Однажды к суфийскому Мастеру пришёл молодой человек. Образованный, начитанный, умный. Он стал критиковать его, его учение, что, мол, суфизм – это не от Бога. Нельзя при рождении оплакивать человека, а когда он умрёт, веселиться и радоваться этому, да и танцы у вас неправильные, и вообще вы не от мира сего.
Старый суфий внимательно выслушал монолог гостя, снял перстень с пальца и протягивает его молодому человеку.
– Сходи на базар и узнай, сколько денег дадут за этот перстень?
Молодой человек походил по базару, никто больше 5 серебряных монет ему
не давал.
– А теперь сходи к ювелиру, спроси, сколько он готов заплатить за перстень. Удивлённый юноша, вернувшись к старцу, говорит:
– Он предложил мне самому назвать любую сумму и готов заплатить, если только скажу, откуда у меня перстень, так как обладатель его – величайший мудрец. Сказал, что этот перстень передаётся от Учителя ученику, постигшему Истину! Многие века ходят легенды об обладателях этого перстня!
Старый суфий посмотрел на молодого человека добрыми глазами:
– Чтобы судить о чём-то, нужно стать мастером этого дела!».
Чтобы оценивать работу Щетинина, его взгляд на систему образования, чтобы понять суть – необходимо постичь её изнутри, а не судить голословно, по газетным публикациям или по нескольким дням, проведённым в его Школе. Необходимо ВСТРЕТИТЬСЯ.
«Только любовь, – говорит Кришнамурти, – может привести к взаимопониманию. Где есть любовь, там мгновенно возникает общение с другими, общение на равных. Мы являемся настолько чёрствыми, опустошёнными и лишёнными любви, что позволяем правительствам и системам вмешиваться в образование наших детей и решать за нас нашу судьбу. Но правительства заинтересованы в квалифицированных специалистах, а не в гармоничных людях, поскольку целостная личность представляет собой угрозу для властей. Вот почему они так стремятся контролировать образование.
Жизнь невозможно подчинить системе, её нельзя втиснуть ни в какие рамки, какими бы благородными ни были при этом наши замыслы. Поэтому воспитанный на концептуальном знании ум не способен увидеть жизнь во всём её многообразии, утонченности, глубине и захватывающем величии. Если мы приучаем своих детей к систематическому мышлению и неукоснительной дисциплине, если мы поощряем их мыслить оценивающе и осуждающе, то таким образом мы не позволяем им стать полноценными мужчинами и женщинами. Именно поэтому им не хватает глубины ума, чтобы увидеть жизнь во всей её целостности.
Наивысшим предназначением образования является воспитание гармоничной личности, способной осознать жизнь как единое целое. Специалист не соприкасается с целым, а только с его частью. Большинство учителей не знают любви, их сердца закрыты, а умы черствы. Чтобы обучать детей, необходимо достичь самосознания, быть живым и бдительным, а для этого нужно обладать гораздо большим пониманием и любовью, нежели для того, чтобы заставить ребёнка следовать какому-то идеалу».
Все знают Ломоносова и Менделеева, и будут знать всегда, но не все знают, кто царствовал в России в те времена.
Все знают Ньютона и Шекспира, но не все знают, какая королева правила в Англии в те времена.
Все знают Моцарта и Гёте, но не все знают кайзера того времени.
Все знают Галилея и Джордано Бруно, но не все знают, кто был римским папой.
Есть великие люди, которые выражали Божественную Силу, Божественную Волю. И до сих пор мы знаем результат их действий, до сих пор существуют их Учения, до сих пор они являются светом для людей, потому что их действия согласовались с влиянием Божественной Силы. Было много других людей, великих полководцев, императоров, министров, они тоже что-то делали, но теперь о них мы мало, что знаем. Всё, что они делали, было разрушено временем, ибо всё, что они делали, было делом человеческим и в чём-то противоречило Божественной Силе. Когда человек действует в согласии с Богом, то его дела не разрушаются, существуют тысячелетиями, ибо его действия выражают силу и волю Бога.
Люди, прежде всего, отличаются мыслями. Каждый человек в своей жизни пытается воплотить свои замыслы и мечты. И в зависимости от чистоты помыслов, их мотивации, совершаются те или иные события и дела в жизни. Если человек реализует мелкие мысли, то и дела и судьба его будут мелкими. А если человек реализует великие идеи, то и судьба его будет великой. Именно они управляют человечеством, разворачивая путь его развития.